Фото REUTERS
В понедельник в Соединенных Штатах состоится голосование, которое для судьбы страны может иметь большее значение, чем президентские выборы. Сенат Конгресса США должен утвердить предложенную президентом Дональдом Трампом кандидатуру судьи Верховного суда Эми Кони Барретт. Если утверждение состоится, республиканцы получат решительный перевес по числу симпатизирующих им членов высшей судебной инстанции страны, в которой, возможно, предстоит оспаривать результаты голосования 3 ноября.
Накануне голосования разрешилась его главная интрига: выступит ли республиканская фракция Сената консолидированно за кандидатуру Барретт? Если все 53 из 100 сенаторов-республиканцев ее поддержат, то это означает не только ее утверждение. Это будет свидетельствовать о том, что Трамп смог консолидировать партию, и в предстоящем после выборов противостоянии с демократами она готова поддерживать его. Оптимизм сторонникам президента внушало то, что в четверг в юридическом комитете Сената республиканцы проявили дисциплину. Все 12 членов комитета, представляющие эту партию, проголосовали за утверждение Барретт. Республиканцы выиграли голосование с «сухим» счетом. Демократы, входящие в комитет, бойкотировали его заседание.
Сомнения в правильности утверждения судьи до президентских выборов выражали три республиканских члена верхней палаты Конгресса: сенатор от Колорадо Кори Гарднер, сенатор от Аляски Лиза Мурковски и сенатор от Мэна Сьюзан Коллинз. Первым отказался от внутрипартийного «бунта» Гарднер. Это стоило ему немалого политического мужества. В Колорадо он борется за переизбрание в Сенат против демократа, бывшего губернатора штата Джона Хикенлупера. Местным избирателям кандидатура Барретт, судя по опросам, не очень нравится. Однако республиканец все же решил рискнуть и пошел против их воли. «Кори Гарднер проголосует «за». А мы проголосуем, чтоб он катился отсюда», – от имени избирателей штата написал в своем Twitter Хикенлупер.
Мурковски прояснила свою позицию в ходе выступления в Сенате в субботу. Она подтвердила, что идея утвердить судью Верховного суда до выборов президента ей по-прежнему не нравится. Ведь таким образом республиканцы усиливают противостояние с демократами и фактически провоцируют политический кризис. Но в понедельник «за» Мурковски проголосует. Как она выразилась, «я не поддерживаю процесс, из-за которого мы дошли до такой точки противостояния, однако я не имею ничего против самой Барретт». Таким образом, у демократов надежда только на Коллинз. Но даже если она пойдет против своей партии, на конечном итоге голосования это не скажется. Да и избиратели ее «измену» не очень оценят.
После утверждения Барретт у консерваторов (так называют судей, в принципе больше тяготеющих к поддержке Республиканской партии) в Верховном суде будет шесть судей. А у их антиподов – либералов всего лишь три. Это, разумеется, не означает, что в случае спора о законности результатов президентских выборов он решится автоматически в пользу Трампа. Во-первых, судьи в США все-таки прежде всего руководствуются буквой закона, а не политической целесообразностью. Если отставание Трампа от соперника-демократа Джозефа Байдена будет слишком сильным, никакой суд его не спасет. Во-вторых, судья, как любой другой человек, может менять свои убеждения. Маловероятно, конечно, что сразу трое судей перейдут из стана консерваторов в либералы. Но теоретически такое можно допустить. В-третьих, сначала выборы нужно оспорить в Верховном суде каждого отдельного штата. А там в зависимости от местной ситуации могут превалировать как либералы, так и консерваторы. Между тем 3 ноября предстоят еще и перевыборы 33 из 100 сенаторов. Если победят демократы, они могут нивелировать утверждение Барретт, расширив состав Верховного суда.
Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев в беседе с «НГ» напомнил, что идея увеличения количества членов высшей судебной инстанции не нова. С ней выступил еще президент Франклин Делано Рузвельт в 1937 году. Его «новому курсу» противостоял Верховный суд, и глава государства хотел преодолеть это противодействие. «Тогда идея президента была воспринята в обществе негативно – как форма государственного переворота, поэтому не прошла. Сейчас тоже может быть такая реакция. Тем не менее я полагаю, что, если демократы завоюют Сенат, они попытаются провести реформу Верховного суда», – сказал эксперт.
комментарии(0)