Хасан Рухани считает снятие оружейного эмбарго общей победой Ирана и мирового сообщества. Фото с сайта www.president.ir
В воскресенье истек срок действия международного эмбарго на торговлю оружием с Ираном. Исламская Республика может пополнить свои изрядно обветшавшие арсеналы, следствием чего станет усиление гонки вооружений и напряженности на Ближнем Востоке. Но перевооружению Ирана будут мешать его низкая платежеспособность и давление США. Американцы намерены наказывать санкциями любое государство, которое решится торговать с враждебным Вашингтону режимом. Поэтому в Тегеране будут ждать смены власти в США.
Известие о том, что эмбарго истекло, в Иране комментируют почти как военную победу. «Начиная с 18 октября мы сможем продавать оружие, кому хотим, и покупать оружие, у кого хотим.
Мы четыре года из-за этого воевали с США. Америка делала все, чтобы этот день не наступил, но благодаря стойкости нашего народа и усилиям наших дипломатов она потерпела поражение», – заявил накануне отмены санкций президент Ирана Хасан Рухани. О победе «мирового сообщества», которое «вопреки злонамеренной воле США» защитило Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) в отношении иранской ядерной программы, написал в своем Twitter в воскресенье и министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф.
Действительно, дипломатию Исламской Республики можно поздравить с успехом. Запрет на поставку тяжелого наступательного вооружения – кроме ракет, на них эмбарго, согласно СВПД, будет действовать еще три года – снят. Попытки США убедить Совет Безопасности ООН продлить его не увенчались успехом. Позицию Америки не поддержали не только Китай и Россия, традиционно торгующие оружием с Ираном, но и европейские союзники Вашингтона – Франция и Германия. США с поражением не смирились. Еще в сентябре американцы ввели свои собственные санкции за торговлю оружием с Ираном, причем собираются их распространить на те страны и структуры, которые такую торговлю рискнут осуществлять. Это первое главное препятствие на пути перевооружения иранской армии.
Второе препятствие – состояние иранской экономики. В стране свирепствует инфляция. Национальная валюта, реал, стремительно обесценивается. Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин в беседе с «НГ» выделил три фактора, ведущих к коллапсу иранской экономики: американские санкции, пандемия коронавируса, снижающая экономическую активность, и падение цен на нефть. Все это уже приводит к протестам, правда пока не очень многочисленным и активным.
Дестабилизирующим фактором для Ирана стала и война в Нагорном Карабахе, по отношению к которой официальный Тегеран занимает достаточно сложную позицию. Из 82 млн населения страны, по различным данным, до 30 млн – этнические азербайджанцы. Иранские власти, с одной стороны, не могут с ними не считаться, с другой – они традиционно опасаются всплеска азербайджанского национализма. К тому же в экономике страны, а также в ее контактах с Западом, затрудненных в условиях санкций, определенную роль играет 200-тысячная армянская диаспора. Словом, велика вероятность, что Ирану придется сосредоточиться на решении внутренних проблем, направив на них все ресурсы государства и все его финансы.
Вместе с тем потребность иранской армии в перевооружении велика. Американское издание Military watch ранее сообщало о том, что Иран собирается обновить весь свой военный авиапарк. Он готов стать покупателем только у России тяжелых истребителей Су-30СМ2, средних истребителей МиГ-35, а также ударных вертолетов Ми-35 или Ка-52. Наконец, в планах Ирана – обновление своих ВМС, в первую очередь за счет закупок подводных лодок, способных в какой-то мере противостоять американскому флоту. Армия и Корпус стражей исламской революции будут оказывать значительное лоббистское воздействие на руководство страны с целью добиться, несмотря ни на что, повышения трат на оборону.
Впрочем, результаты эти лоббистских усилий станут видны еще не скоро. По мнению Сажина, немедленного заключения контрактов на поставку оружия не будет. «И Россия, и Китай, и Иран будут ждать 3 ноября – выборов президента США. Если у власти останется Трамп – нынешняя жесткая линия администрации Белого дома продолжится. А вот Джозеф Байден, судя по некоторым его заявлениям, готов пересмотреть курс США в отношении Ирана. Демократы, конечно, не настроены проирански. Но их политика будет более прагматична. А значит, у Ирана возможны варианты», – полагает эксперт.
комментарии(0)