На фото Марк Эспер во время визита в Марокко. Фото сайта defense.gov
Не успел министр обороны США Марк Эспер покинуть Марокко, подписав соглашение о сотрудничестве в области обороны и безопасности – «дорожную карту», рассчитанную на предстоящее десятилетие, как в Рабате уже ждут следующего американского эмиссара. Помощник госсекретаря США по делам Ближнего Востока Дэвид Шенкер планирует наметить пути и направления стратегического партнерства с Марокко.
О точной дате прибытия Шенкера в Марокко не сообщается, поскольку она зависит от того, как пройдут переговоры между делегациями Ливана и Израиля по определению морских границ, на которых он присутствует в Бейруте. Лишь потом дипломат отправится в Рабат. Там, кстати, незадолго до его визита было заключено соглашение о совместной деятельности по борьбе с терроризмом. С марокканской стороны его подписал руководитель гендиректората национальной безопасности Абдель Латиф Хаммучи, с американской – посол США в Рабате Дэвид Фишер.
В последние полтора-два года контакты между высокопоставленными марокканскими и американскими чиновниками стали обычным делом. В конце 2019 года Госдеп США одобрил продажу Марокко оружия на общую сумму более 10 млрд долл. Рабат приобрел у Вашингтона 36 тяжелых вертолетов АH-64E Apache, 25 истребителей F16 V Viper. Одних только бомб и ракет американцы продали Марокко более чем на 1 млрд долл. Суммы таких закупок вывели Марокко на первое место среди африканских стран, приобретающих вооружение и боевую технику в США, оттеснив Египет. На сегодняшний день Марокко покупает 91% всего американского оружия, которое продается в страны Северной Африки. Не случайно США присудили королевству статус стратегического союзника вне НАТО.
Что касается Туниса, который после 2015 года также пользуется статусом стратегического союзника США вне НАТО, с ним была подписана аналогичная «дорожная карта», рассчитанная на 10-летний срок. В ней речь шла главным образом о поставках в Тунис оружия для борьбы с терроризмом, подготовке тунисских сил безопасности американскими инструкторами и обеспечении разведывательной информацией. Несмотря на давно ходившие разговоры, не сообщалось о согласии тунисских властей разрешить американцам построить собственную военную базу на юге страны, где сходятся границы с Алжиром и Ливией. Зато Вашингтону предоставили право пользоваться тунисской авиационной базой вблизи Бизерты, на севере страны. Всего же американцы после бегства в 2011 году президента Бен Али вложили в тунисские силы безопасности около 1 млрд долл.
Марокко и Тунис – не единственные страны, которые США хотели бы превратить в своих стратегических союзников и освоить их оружейные рынки. В программе завершившегося турне главы Пентагона по странам Магриба значился и Алжир. Правда, никаких документов там подписано не было. До сих пор основным продавцом оружия в эту страну остается Россия, которая обеспечивает потребности Алжира в вооружениях на 67%. Однако Вашингтон не мог пройти мимо неоднократных заявлений президента Алжира Абдельмаджида Теббуна о том, что алжирцы покончили с прежним политическим режимом Абдельазиза Бутефлики и начинают новую страницу своей истории. Пока что визит Эспера в Алжир носил зондажный характер (см. «НГ» от 8.10.20).
По мнению экспертов, США стараются как можно теснее привязать к себе Марокко и Тунис. Не исключено, что в этих целях Вашингтон пытается убедить Рабат в необходимости приобретать американское оружие в избыточных количествах. Хотя Рабат в последние десятилетия почти никогда не ладил со своими ближайшими соседями, характер и масштабы угроз с их стороны не особо изменились. За исключением разве что угроз со стороны террористов, обосновавшихся в Ливии и в странах Сахеля.
Впрочем, в Рабате могут расценивать как дополнительную угрозу циркулирующие слухи о намерениях Алжира кардинальным образом модернизировать свои вооруженные силы. Основная же причина довольно сложных взаимоотношений с Алжиром заключается в том, что тот выступает за предоставление независимости Западной Сахаре, а Марокко считает ее своей территорией.
Существует еще один вариант, который далеко не все эксперты готовы рассматривать серьезно. Между тем испанские СМИ с озабоченностью пишут об активной милитаризации Марокко. Речь идет об обострившихся противоречиях с Мадридом, связанных с претензиями Рабата на два небольших испанских анклава – Сеуту и Мелилью. Они представляют собой два небольших городка с населением примерно по 85 тыс. человек, расположенных на африканском побережье Средиземного моря. Рабат настаивает на том, что они должны принадлежать ему. Выступающие категорически против испанцы не исключают начала боевых действий за эти анклавы со стороны Марокко.
комментарии(0)