Фото Reuters
C опозданием на cутки президент Польши Анджей Дуда по предложению премьер-министра Матеуша Моравецкого утвердил состав нового правительства. Церемония назначения министров состоялась в саду Президентского дворца в условиях ужесточенного санитарного режима.
Строгости были вызваны внезапным обнаружением в понедельник коронавирусной инфекции у Пшемыслава Чарнека, который будет руководить Министерством образования и науки (пока он не приведен к присяге). Общавшихся с ним четырех членов правительства отправили на карантин. Моравецкий в срочном порядке обратился с просьбой к Дуде перенести церемонию. Появились варианты провести ее через неделю или на удаленке. Президент решил надолго не откладывать и провел церемонию на открытом воздухе с соблюдением социальной дистанции и всех мер предосторожности.
Правительство претерпело структурные и кадровые изменения. Уменьшилось количество министерств с 20 до 14, в качестве вице-премьера в правительство вошел лидер партии власти «Закон и справедливость» (ЗиС) Ярослав Качиньский, который будет курировать силовые министерства.
Министры в черном, с черными масками и в черных перчатках по очереди подходили к президенту и получали из его рук папку с документами о назначении. Единственным, кто пренебрег установленными мерами, оказался Качиньский: ни маски, ни перчаток. Дуде, чтобы пожать ему руку, пришлось снять свою перчатку. Это стало главным эпизодом в церемонии, вызвавшим массу мемов и едких замечаний.
«Новое выражение уважения? Снять защитную перчатку, чтобы пожать руку председателю», – прокомментировал в Twitter бывший вице-премьер Януш Пехочиньский. «Единственная оказия получить от Качиньского немного тепла», – шутит депутат Мачей Гдуля. Лидер правящей партии отличился еще и тем, что проигнорировал памятную фотосессию: было странно видеть, как новоиспеченные министры выстраиваются перед камерой на ступенях террасы, а Качиньский удаляется по-английски, так больше и не появившись. Этот жест восприняли как пренебрежение, но пресс-секретарь ЗиС объяснил, что у лидера напряженный график и он поспешил по партийным делам.
Вхождение Качиньского в правительство остается самой обсуждаемой темой. Его роль в кабинете министров, где он, по сути, становится суперсиловиком, не поддается объяснениям. Зато никто не сомневается, что чаще он будет работать в штаб-квартире ЗиС на улице Новогродской, хотя ему готовится отдельный кабинет в Совмине, предоставляются правительственные привилегии и штат для советников и консультантов.
Соратники же Качиньского показательно не скрывают удовлетворения от того, что он займет высокий правительственный пост. Вице-премьер и министр госактивов Яцек Сасин рассуждает так: «Наконец-то реализована модель, когда лидеры всех группировок, составляющих «объединение правых сил», находятся в правительстве. Очевидно, что правительство – это отражение парламентского большинства, во главе которого стоял и стоит Ярослав Качиньский. Его участие в формировании направлений правительственной работы было и так огромным, а сейчас это влияние будет формализовано».
Официально причиной реконструкции правительства объявлялось желание упорядочить коммуникации, более разумно распределять задачи и ликвидировать ненужные министерства и должности. Однако после обнародованных кадровых и структурных изменений невооруженным глазом стало видно, что вместо упраздненных ведомств возникли структуры с неясными компетенциями.
Реконструкцию правительства оппозиция называет фиктивной. «Когда нет идеи для решения стоящих перед Польшей наиболее важных проблем, какими являются демография, здравоохранение, пенсионная политика, дефицит бюджета, рынок труда или климатическая политика, то остается заниматься персоналиями. Это не реконструкция, это разбойное разделение добычи», – отзывается лидер «Гражданской платформы» (ГП) Борис Будка. Депутаты ГП обращают внимание, что служба здравоохранения находится на пределе выносливости, Польша бьет антирекорд смертности от коронавируса, а правительство не справляется с пандемией.
В Польше зафиксировано более 100 тыс. инфицированных, а с начала октября суточный прирост числа заразившихся превышает 2 тыс. – в четыре раза больше весенних значений. В среду Минздрав сообщил о 3003 новых инфицированных и смерти 75 человек. Не исключают нехватку мест в больницах для больных с коронавирусом.
Волна вируса захлестнула коридоры власти. Из правительства она перекинулась в Сейм – там заболел вице-маршал, а это значит, что один за другим отправляются на тесты контактирующие с ним лица. Объявил, что уходит на самоизоляцию, маршал Сената. В среду с пометкой «Срочно!» сообщалось о карантине министра обороны, который общался с заболевшим генералом. Польские СМИ пишут о «коронавирусной панике».
Dziennik Gazeta Prawna публикует опрос United Surveys, из которого следует, что все программные заявления партии власти уходят на второй план, а самой главной проблемой для правительства является пандемия и ее последствия в различных сферах жизни. «COVID-19 будет определять польскую политику, лекарства, опасения, социальные проблемы до тех пор, пока не появится системное решение: препарат или вакцина», – подчеркивает социолог Марчин Дума.
комментарии(0)