Фон дер Ляйен и Джонсон, возможно, будут продлевать дедлайн и дальше. Фото с сайта www.europa.eu |
Новый раунд дискуссий между главным переговорщиком от Британии Дэвидом Фростом и его коллегой Мишелем Барнье в течение недели будет проходить в Лондоне и столько же в Брюсселе. Он начнется практически сразу после очередной, уже восьмой неудачной попытки прийти к соглашению. Джонсон при этом хочет провести переговоры в ускоренном формате, но представителей ЕС такой подход не удовлетворяет. Они намерены говорить более обстоятельно, несмотря на сжатые сроки. Опыт учит их тому, что слову лидера тори верить нельзя, и фон дер Ляйен настаивает на создании механизма решения будущих споров, передает Bloomberg.
Стороны признают, что у них остаются серьезные разногласия в том, что касается допуска рыболовецких судов стран – членов ЕС в воды Британии и объема государственных субсидий бизнесу.
Первый пункт упирается в то, что европейские рыболовы уже привыкли заниматься промыслом рядом с Великобританией, и Брюссель старается защитить их интересы, в то время как Лондон настаивает на том, что подобная практика ограничивает национальный суверенитет. Впрочем, как пишет Guardian, в минувшую среду Фрост предложил ЕС послабление: европейским судам разрешат ловить рыбу в британских водах еще три года, но объем добычи необходимо снизить.
Что же касается субсидий, то их объем Евросоюз хочет ограничить, чтобы британские компании не получили большей финансовой поддержки, нежели их конкуренты из ЕС.
Возможно, именно сейчас наступает пора принятия окончательных стратегических решений: где уступить можно, а где нельзя. Чтобы лучше понять эти водоразделы, Барнье в понедельник встречался с канцлером Германии Ангелой Меркель. Ее мнение важно не только по сути, в силу ее огромного влияния на европейскую политику, но и с формальной точки зрения – Германия председательствует в ЕС до конца года. Официальная позиция Меркель примирительная: в пятницу она призвала Евросоюз проявить гибкость в переговорах с Даунинг-стрит.
А вот президенту Франции Эмманюэлю Макрону согласиться на уступки куда сложнее: он вместе с Джонсоном оказался в ситуации, когда рыболовы по обе стороны Ла-Манша давят на политиков и настаивают на защите своих интересов. Хотя речь идет о ничтожных долях ВВП, куда важнее другое – решение о статусе британских вод напрямую ударит по занятым в сфере рыболовства. Они не простят политикам, если те сдадут их благополучие в обмен на масштабную сделку. В случае неудачного поворота событий лидер Франции может потерять немалую часть электората Бретани и Нормандии.
«Макрон вообще пытается говорить с позиции силы и выражать позицию ЕС, поскольку Франция постепенно берет бразды лидерства в организации в свои руки. Причем Германия не сильно этому сопротивляется, у Меркель хватает проблем и без этого», – сказал «НГ» доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой‑Бурмули.
Эксперт отмечает, что в ЕС помимо Парижа есть много других заинтересованных сторон. Это прежде всего страны, ориентированные на экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью, – Нидерланды, Австрия, Швеция и Финляндия. А Южную Европу проблемы брекзита беспокоят меньше. «Все-таки не стоит забывать и о Германии. Ее бизнес заинтересован в том, чтобы иметь равные возможности на территории Британии с ее резидентами», – отмечает Тэвдой-Бурмули.
Эксперт считает, что вопрос брекзита еще далек от завершения и что мнение о том, что октябрь станет решающим в переговорах Брюсселя и Лондона, несколько преувеличено. «Евросоюзу некуда торопиться. Ведь в Великобритании все еще ведутся дискуссии о законе, регулирующем внутренний рынок и, в частности, торговые отношения с Северной Ирландией. Положения этого законопроекта нарушают международное право, а решаться этот вопрос будет позднее 15 октября. То же самое касается и вопроса соблюдения Европейской конвенции по правам человека, которую в Лондоне подвергли сомнению. В Брюсселе будут наблюдать за развитием событий в Британии и уже потом примут решение. Продлить переходный период можно, поэтому не удивлюсь, если брекзит останется на повестке дня еще год», – полагает Тэвдой-Бурмули.
комментарии(0)