Харири не хочет возвращаться на премьерский пост, даже если его об этом сильно попросят. Фото со страницы Саада Харири в Twitter |
В заявлении Боррель подчеркнул, что ЕС «крайне разочарован» уходом главы правительства. «Лидеры Ливана должны объединиться и сделать все возможное для своевременного формирования правительства», – сказал он. Более жестко по поводу происходящего в ближневосточной стране выразился президент Франции Эмманюэль Макрон. Он заявил, что ему стыдно за ливанских политиков.
Президента Франции можно понять. После взрыва аммиачной селитры в порту Бейрута 4 августа, в результате которого был снесен центр ливанской столицы и уничтожены стратегически важные запасы зерна, Макрон прилагает титанические усилия, чтобы обеспечить поступление помощи стране, с которой Франция исторически тесно связана. От ливанцев только требовалось сформировать правительство вместо ушедшего в отставку кабинета Хасана Диаба. Но прошло уже полтора месяца – а правительства нет. Более того, с уходом Мустафы Адиба теряется надежда на его создание. Похоже, что Ливан в дополнение ко всем его бедам еще ждет безвластие, чреватое в сложных условиях этой страны кровопролитием.
Причина отставки Адиба заключается в неспособности найти баланс интересов между политическими партиями, фактически представляющими интересы религиозных общин. Годами в Ливане действовало правило: президентом может быть только христианин-маронит, премьером – суннит, главой парламента – шиит. По той же сложной системе квот должны распределяться все высшие посты. Пагубность этого принципа, делающего государство коррумпированным и неэффективным, наглядно продемонстрировала трагедия в порту Бейрута. Ни один госчиновник не сподобился убрать оттуда гигантский склад опасного взрывчатого вещества, пока оно не взлетело на воздух.
Адиб, и в этом его поддерживал Макрон, предложил создание временного правительства, в которое входили бы так называемые эксперты – то есть люди, не связанные ни с одной из политических партий, набранные вне зависимости от своей конфессиональной принадлежности. В противном случае Ливану грозила перспектива вовсе остаться без иностранной помощи, в том числе без кредитов Международного валютного фонда (МВФ). Однако эта перспектива местных политиков не напугала. Шиитские партии «Амаль» и «Хезболла» гораздо больше впечатлила перспектива того, что пост министра финансов не останется за их общиной. И приглашение экспертов, и компромиссный вариант ротации министерских постов показался им ущемлением их интересов. Они подозревают, что Минфин перейдет под контроль партии «Аль-Мустакбаль», которая выдвинула Адиба в премьеры. Эта политическая сила опирается на ливанских суннитов.
Между тем видеть ставленника «Хезболлы» на посту Минфина не хотят США. Экс-министр финансов Ливана Али Хасан Халиль наряду с бывшим министром транспорта Юсуфом Финьянусом внесены в американский черный список как коррупционеры. В «Хезболле» дают понять, что это обстоятельство не должно поменять главное: важнейший финансовый пост необходимо закрепить за шиитами.
В понедельник начались переговоры о кандидатуре нового премьер-министра. Кто им станет, непонятно. Главный фаворит, бывший глава правительства, а ныне лидер «Аль-Мустакбаль» Саад Харири выбыл из борьбы, еще не вступив в нее. Он отказался возвращаться на пост главы кабмина, хотя на такой вариант вполне готовы были согласиться во Франции. Макрону не особенно важно, кто возьмет на себя ответственность за расходование кредитов ЕС и МВФ – лишь бы такая ответственность была на себя взята. Президент Ливана Мишель Аун заявляет, что, несмотря на отставку Адиба, отказываться от французской помощи страна не собирается. А Харири тем временем угрожает. «Я говорю тем, кто сорвал французскую инициативу: вы горько пожалеете об этом», – написал он в Twitter.
комментарии(0)