На фото здание посольства США в Ираке. Фото Ameer Al Mohmmedaw/dpa (Photo by Ameer Al Mohmmedaw/picture alliance via Getty Images
Госсекретарь США Майкл Помпео заявил о намерении Вашингтона в течение нескольких месяцев закрыть в Багдаде посольство. Это будет сделано, если иракские власти не добьются прекращения ракетно-артиллерийских обстрелов дипмиссии со стороны шиитских группировок. В случае закрытия посольства представлять интересы США в Ираке будет только консульство в Эрбиле, политической столице курдов, которые настроены к американцам более лояльно, чем сунниты и шииты.
Обстрелы посольства, находящегося в зеленой зоне Багдада, а также американских военных объектов начались в ответ на убийство в начале января, вероятно по приказу Дональда Трампа, двух человек: командующего элитными частями «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР) иранского генерала Касема Сулеймани и заместителя командира шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби» Абу Махди аль-Мухандиса. Тогда же парламент Ирака, в котором преобладают проирански настроенные депутаты, проголосовал за скорейший вывод американских войск из Ирака.
После заявления Трампа о намерении как можно скорее сократить, а затем и полностью вывести свои войска из Ирака, чья численность не превышает 5,2 тыс. человек, нападения на американцев не прекратились. Как правило, огонь ведут отряды проиранской шиитской милиции, которая не подчиняется центральному правительству во главе с избранным в мае премьер-министром Мустафой аль-Кязими.
Предпринятые им в августе попытки навести порядок ни к чему не привели. После того как верные премьер-министру спецслужбы произвели неожиданный налет на штаб-квартиру группировки с говорящим названием «Катаиб аль-Хезболлах» и арестовали около двух десятков боевиков, их командиры пригрозили вывести на улицы Багдада тяжелую технику и превратить в руины полгорода, если их бойцов не освободят. При этом требования правительства самораспуститься, сложив оружие, или интегрироваться в регулярную иракскую армию были отвергнуты. Правительство было вынуждено отступить, тем более что и по численности, и по боевой мощи отряды народного ополчения вряд ли уступают правительственным вооруженным силам.
Между тем далеко не все иракцы испытывают восторг от предстоящего вывода американских войск из своей страны или возможного закрытия посольства США. Точно так же не все иракцы согласны с тем, чтобы оставаться в фарватере иранской внешней политики, переходить на жизнь по законам шариата после десятилетий жизни в светском государстве. Хотя, безусловно, многие благодарны иранцам за оказанную ими помощь в борьбе против запрещенной в РФ группировки «Исламского государства» (ИГ). Многие также прекрасно понимают, что вывод коалиционных и американских войск означает важный шаг на пути к восстановлению иракского суверенитета и избавлению страны от первопричины своих нынешних бед, вплотную поставивших Ирак на грань окончательного развала и потери независимости.
Дело даже не столько в чьих-то личных интересах, сколько в прагматизме части иракцев. Многие из них совершенно искренне сомневаются, что без американских военных Ирак в одиночку справится со снова набирающим силу ИГ и прочими джихадистами. Как сообщают местные СМИ, только в районе Киркука «Исламское государство» контролирует не менее 30–35 населенных пунктов, в которых проживают около 50 тыс. человек. Таких очагов террористического влияния по всей стране по крайней мере несколько. Далеко не всегда проводимые правительственной армией операции (с начала этого года их уже провели не менее 70) заканчиваются успехом. А с недавнего времени на горизонте замаячила еще одна угроза. Вторгшиеся на север страны под предлогом борьбы с курдскими террористами турки стреляют по всем подряд, в том числе по езидам, ассирийцам и даже регулярным иракским подразделениям, причем ведут себя все более по-хозяйски, не думая уходить.
Именно поэтому пресс-секретарь премьер-министра Ирака Ахмед Мулла Таляль в недавнем заявлении выражает надежду, что США пересмотрят свое решение эвакуировать посольство из Багдада. Он объясняет недружественное поведение по отношению к Вашингтону «действиями преступных группировок», которые стараются расшатать американо-иракские отношения.
Основные причины кроются в том, что иракское общество расколото, причем не только по традиционным для Ирака линиям между основными этноконфессиональными группами суннитов, шиитов и в меньшей степени курдов, но и внутри них. Так, одна часть шиитов, сумевших найти себя в новых условиях, сложившихся после американской агрессии 2003 года, придерживается прозападной ориентации, другая – проиранской.
Дело доходит до парадокса. Казалось бы, сунниты должны сильнее других радоваться изгнанию США, поскольку больше всего от них пострадали: их вытеснили из общества в ИГ, многих лишили привилегий и даже средств к существованию, изгнали с ключевых постов в армии и государстве, преследовали. А в результате многие, не связанные с джихадистами, как раз и не хотят их ухода. Они боятся снова «попасть под раздачу», когда шииты срывали на них зло за грехи, содеянные переметнувшимися на сторону ИГ суннитами. Именно тогда американцы и пришли к ним на помощь, остановив кровавые «эксцессы». Что касается молодежи, которая участвует в продолжающихся уже почти год акциях протеста против безработицы, коррупции, неумения управлять, очень часто они не делают между собой разницы, суннит ты или шиит.
комментарии(0)