Фото Pixabay
Премьер-министр Ирака Мустафа аль-Кадими распорядился сформировать комитет, которому будет поручено заняться сооружением в стране ядерного реактора. Несмотря на то что Багдад декларирует исключительно мирные цели, ситуация может насторожить Израиль, который уже имеет опыт уничтожения ядерных объектов как в Ираке, так и в соседней с ним Сирии. Кроме того, растущее стремление ближневосточных государств к развитию собственного атома все острее ставит вопрос о режиме нераспространения в регионе.
О том, что руководство Ирака плотно занялось проектом собственного ядерного реактора, стало известно из заявления главы национального Управления по регулированию радиоактивных источников Хусейна Латифа. По его словам, глава иракского правительства «осознает важность проблемы атомной энергии».
Сейчас, по словам чиновника, Ирак «надеется восстановить свои позиции в ядерной науке, которые он занимал в 1970-х и 1980-х годах». Латиф обратил внимание на то, что возобновление усилий Ирака в этой области имеет поддержку на уровне Совета Безопасности ООН. Не исключено, что вопрос будет обсуждаться в рамках предстоящего турне премьер-министра аль-Кадими по европейским странам.
Латиф отметил, что ядерная энергия поможет республике в развитии медицины, фармацевтики, сельского хозяйства и промышленности. Кроме того, программа принесет очевидную пользу с точки зрения увеличения занятости, даст возможность для некоторых образовательных проектов и поможет стране избавиться от нефтяной зависимости. «Ядерная энергия – это приоритетный вопрос национальной важности, который принесет пользу будущим поколениям», – говорится в заявлении главы Управления по регулированию радиоактивных источников. При благоприятном сценарии, по его словам, на создание ядерного реактора в Ираке потребуется около пяти лет. Правда, без помощи ядерных держав правительство в Багдаде обойтись не сможет.
Соответствующий призыв со стороны иракского руководства уже звучал несколько лет назад на общеполитической дискуссии Генеральной Ассамблеи ООН. Занимавший на тот момент пост главы МИД Ибрагим аль-Джафари заявил, что «с этой трибуны Ирак призывает ядерные державы мира помочь построить ядерный реактор для использования его в мирных целях, а также приобрести технологии использования энергии атома». В качестве аргумента он сослался на Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который закрепляет за странами «право использовать энергию атома в мирных целях, проводить исследования в этой области без угрозы какой-либо дискриминации, особенно если речь идет о развивающихся странах».
Однако реальность любой мирной ядерной программы такова, что ее развитие неизбежно будет сопровождаться обвинениями со стороны международного сообщества в желании добыть военный атом. Подобные обвинения привели в 1981 году к израильской бомбежке ядерного реактора «Осирак», который появился у Ирака при активном участии французской стороны. Еврейское государство опасалось, что режим Саддама Хусейна намеревается получить оружие массового уничтожения, что рассматривалось как непосредственная угроза для существования. Позже станция была «добита» во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году и окончательно уничтожена во время американского вторжения в 2003 году.
Два года назад Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) впервые официально заявила, что в 2007 году бомбила предполагаемый ядерный реактор в Сирии. По ее оценкам, он располагался в северо-восточной провинции Дейр-эз-Зор и находился на финальной стадии разработки. Комплекс секретного реактора был взорван и окончательно выведен из строя, сообщали в ЦАХАЛ. В 2008 году администрация президента Джорджа Буша-младшего утверждала, что официальный Дамаск действительно строил секретный объект «не для мирных целей». В 2019 году МАГАТЭ заявило, что уничтоженное в районе Дейр-эз-Зора здание скорее всего было ядерным реактором, о котором Сирия должна была в соответствии с соглашением о гарантиях сообщить агентству.
Соответствующие опасения у международного сообщества сейчас есть прежде всего по поводу Саудовской Аравии, которая, по оценкам Wall Street Journal, хочет наладить производство так называемого желтого пирога – концентрата, получаемого в процессе обработки урановой руды. Эти данные усугубляются гипотезой, что Эр-Рияду помогает в этих разработках китайская сторона. Издание New York Times сообщало: американская разведка располагает спутниковыми снимками местности, которые указывают на то, что строительство саудовского завода началось в 2014 году. Вполне вероятно, что создание такого предприятия может привести к получению Эр-Риядом ядерного топлива, которое впоследствии может быть использовано в разработке оружия. Все это ставит вопрос о том, как может столь активный интерес ближневосточных стран к ядерной энергетике повлиять на режим нераспространения.
комментарии(1)
0
Игорь 07:43 28.09.2020
Режим нераспространения атомного оружия на Ближнем Востоке был впервые нарушен Израилем в 70х годах прошлого века. Далее разговаривать на эту тему про другие страны этого региона практически бессмысленно.