Отныне для Запада Лукашенко – человек, который незаконно называет себя президентом. Фото Reuters
Страны ЕС, США, Канада и Украина не признали легитимность нового президентского срока Александра Лукашенко. Этот шаг не означает разрыва дипломатических отношений с Белоруссией. Однако позиция Запада существенно повлияет на ситуацию в стране. Скажется она и на белорусско-российских отношениях. Экономические и интеграционные проекты двух стран поставлены под вопрос.
На инаугурацию Лукашенко, проведенную 23 сентября, Евросоюз откликнулся на следующий день заявлением верховного представителя ЕС по иностранным делам Жозепа Борреля. В нем подчеркивается, что Европейский союз не признает президентские выборы в Белоруссии, которые прошли 9 августа, считает их несвободными и нечестными, а объявленные результаты – сфальсифицированными. «Исходя из этого, так называемая инаугурация 23 сентября 2020 года и новый мандат, на который претендует Александр Лукашенко, лишены какой-либо демократической легитимности», – говорится в этом документе. Ранее Европарламент специально разъяснял, что пятилетний президентский срок белорусского лидера начался 5 ноября 2015 года. Соответственно после 5 ноября этого года для ЕС он – не президент Белоруссии. Эту позицию подтвердил Боррель. Аналогичные заявления сделал ряд других государств. В частности, Госдеп США указал, что «Соединенные Штаты не могут считать Александра Лукашенко законно избранным лидером».
Такого в отношениях Белоруссии и Запада еще не бывало. Любые выборы во время правления Лукашенко неизбежно вызывали нарекания в Брюсселе и Вашингтоне. Но их конечный результат и США, и ЕС в итоге признавали. Теперь ситуация иная, и возникает вопрос: к каким практическим последствиям приведет отказ Запада признавать Лукашенко президентом?
Четкого ответа на этот вопрос в Брюсселе и Вашингтоне не дали. Ясно одно: разрыва дипломатических отношений стран ЕС с Белоруссией не будет. Как заявила представитель МИД ФРГ Мария Адебар, «посольства являются посольствами государств, а не правительств». Соответственно не будет разрыва дипломатических отношений с Белоруссией, хотя санкции против Лукашенко и его чиновников последуют уже в октябре. Это если удастся преодолеть сопротивление Кипра, который считает, что сначала ЕС должен оказать воздействие на Турцию, покушающуюся на кипрский суверенитет. Не ясна ситуация с американским посольством в Белоруссии. Кандидатура посла, Джули Фишер, сейчас проходит процедуру утверждения в Сенате. Но после заявления Госдепа Дональд Трамп может отказаться направлять ее в Минск.
От имени Евросоюза Жозеп Боррель отказал Лукашенко в легитимности. Фото Reuters |
Для России первостепенное значение имеет то, как новый международный статус Лукашенко отразится на ее отношениях с Белоруссией. Официальному Минску выделен щедрый российский кредит в 1,5 млрд долл. Но шансы компенсировать его белорусскими активами теперь выглядит призрачными. «Нельзя сказать, что и раньше тут просматривались большие возможности. Суперинтересных активов в Белоруссии нет», – полагает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Газотранспортная система страны и так выкуплена «Газпромом», а газопровод Ямал–Европа и вовсе им построен. «Что там еще остается? Два нефтеперерабатывающих завода? Но там у России уже есть своя доля. У Белоруссии имеются машиностроительные активы, связанные с военно-промышленным комплексом. Есть, правда, нюанс: там активно действовали китайцы и кое-что прикупили», – говорит Симонов. Однако даже если в Белоруссии удастся найти нечто, интересное для российского бизнеса, все будет упираться в вопрос о легитимности действующего руководства страны. «Вот добьет Лукашенко белорусская «улица», придет к власти условная Тихановская. Где гарантия, что не будут поставлены под сомнение сделки, заключенные не признанным Западом президентом страны?» – говорит Симонов.
Как выразился Тэвдой-Бурмули, Лукашенко становится «аналогичен главам Южной Осетии и Абхазии». Одно уже это делает маловероятным создание единого государства России и Белоруссии. Такое образование просто не будет международно признано. Впрочем, по мнению Тэвдой-Бурмули, углублению интеграции двух стран будет мешать в первую очередь позиция самих белорусов, протестующих против Лукашенко. Объединение со страной, объятой волнениями, в Кремле посчитают опасным.
«Россия все меньше заинтересована в прямом поглощении Белоруссии. Кстати, это хорошо показала последняя встреча Путина и Лукашенко в Сочи, где политические процессы не обсуждались, а обсуждалась только экономика», – говорит Тэвдой-Бурмули. Он также замечает, что Кремль не спешит поздравить Лукашенко с инаугурацией. Это, конечно, плохой знак для белорусского лидера. «Лукашенко не может вечно находиться в том статусе, в котором он находится сейчас. Нужен какой-то финал. Без него Лукашенко – подвешенная политическая фигура», – заключает Тэвдой-Бурмули.
комментарии(0)