Секретарь Центрального комитета ФАТХ Джибриль Раджуб надеется, что из Турции выйдет хороший посредник в межпалестинском диалоге. Фото со страницы Джибриля Раджуба в Twitter
В столице Турции за закрытыми дверями идут переговоры между представителями двух ведущих палестинских организаций – движений ХАМАС и ФАТХ, контролирующих соответственно сектор Газа и Западный берег реки Иордан. Это их первая попытка договориться между собой в новых условиях, когда арабские страны одна за другой идут на договоренности о фактическом признании Израиля.
Делегацию ХАМАС на переговорах в Анкаре возглавляет глава Политбюро Исмаил Хания, ФАТХ – секретарь Центрального комитета Джибриль Раджуб. Последний накануне отъезда в Турцию сделал оптимистичное заявление. Раджуб сказал, что в Палестине скоро состоятся парламентские выборы с участием всех политических групп. Точная дата их проведения, по его словам, будет названа в ближайшие недели. Раджуб выразил надежду, что предстоящие выборы станут основой для создания «национального коалиционного правительства, которое объединит всех палестинцев в рамках единой политической системы». Именно это, похоже, и обсуждается на встрече в Анкаре.
Ссора между ФАТХ и ХАМАС и ставший ее следствием раскол палестинской территории на два де-факто независимых друг от друга анклава серьезно подрывают легитимность руководства Палестинской национальной администрации (ПНА). Ее глава Махмуд Аббас находится у власти уже 15 лет, хотя был избран в 2005 году только на четырехлетний срок. Конфликт с ХАМАС, исключающий выборы на всей палестинской территории, усиливает ее политическую фрагментацию. Руководство ПНА сейчас на практике – власть ФАТХ. Эта сила позиционирует себя как сторонница светского национализма в противовес ХАМАС – движению исламских фундаменталистов.
Примирить две враждующие организации пытались разные внешнеполитические игроки, но без особого успеха. ХАМАС и ФАТХ пошли на реальное сближение только в 2020 году, когда изменилась международная ситуация. Вначале президент США Дональд Трамп настойчиво предложил «сделку века», представляющую, если говорить упрощенно, план территориальных уступок со стороны палестинцев в обмен на признание независимости их государства. Потом премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил о намерении аннексировать часть земель, находящихся под контролем ПНА. К осени интрига вокруг двух этих инициатив разрешилась. Они оказались частью переговорного процесса США с монархиями Персидского залива, направленного на дипломатическое признание Израиля арабским миром. К негодованию и ХАМАС, и ФАТХ, усилия Трампа увенчались успехом: договоренности с еврейским государством заключили ОАЭ и Бахрейн. На очереди – дипломатическое признание Израиля со стороны ряда других стран: Омана, Кувейта, возможно, Катара.
О том, что палестинский вопрос больше не главный для Ближнего Востока, напомнила и Лига арабских государств (ЛАГ). Она отказалась осудить Бахрейн и ОАЭ. Как следствие, переговорам в Анкаре предшествовал громкий дипломатический демарш: Палестина отказалась от председательства в ЛАГ. Об этом заявил во вторник глава МИД ПНА Рияд аль-Малики. Под вопросом само членство Палестины в ЛАГ. Ведь ее позицию по поводу признания Израиля теперь безоговорочно поддерживают на Ближнем Востоке, если не считать не признающихся многими арабскими странами официальных властей Сирии, только Турция и Иран.
В этих условиях президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган предложил ФАТХ и ХАМАС свои посреднические услуги. Эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Кирилл Семенов полагает, что выход Анкары в деле примирения палестинцев был закономерным. «Турции это сделать проще, чем Ирану, чьи возможности в силу его сложных отношений с арабскими соседями ограничены», – сказал он в комментарии «НГ».
Показательно, что ХАМАС и ФАТХ пока не проявили желания договариваться при посредничестве России. Между тем 4 сентября МИД РФ заявил о готовности организовать в Москве встречу палестинских политических движений. Это заявление было сделано на следующий день после первой за долгое время масштабной попытки палестинцев договориться. Телеконференция с участием 14 ведущих политических организаций Палестины прошла 3 сентября. В ней участвовали и Махмуд Аббас, и Исмаил Хания. Глава Политбюро ХАМАС участвовал в телеконференции из Бейрута, куда он приехал, чтобы продемонстрировать, что его движение пользуется поддержкой у местных палестинских организаций.
Эксперты полагают, что ставка палестинцев в деле примирения на Анкару, а не на Москву объясняется более активной позицией Турции. Эта страна наряду с Евросоюзом, также выступающим за договоренность ХАМАС и ФАТХ, оказывает значительную финансовую помощь Палестине. После того как администрация Трампа прекратила выплаты ПНА, а отношения с арабскими монархиями заметно охладились, турецкая и европейская поддержка палестинским движениям особенно важна.
комментарии(0)