Фото Simona Granati - Corbis/Getty Images
Перестановки в высших эшелонах власти в Восточной и Западной Ливии могут открыть путь для реализации договоренностей, которые положат конец вооруженному конфликту. Накануне вслед за прошением об отставке временного кабмина во главе с Абдаллой Абдуррахманом ат-Тани, которое базируется в Тобруке, появились сообщения о готовности главы параллельно существующего Правительства национального согласия (ПНС) Фаиза Сараджа уйти с арены. Опрошенные «НГ» эксперты видят в этом признаки возможных политических перемен.
Последние недели обе части расколотой войной Ливии стали ареной параллельных протестных выступлений. Причиной послужило недовольство местных жителей не только стремительно падающим уровнем жизни, но и бездействием органов власти, как кажется, втянутых не только в вооруженный конфликт с участием множества международных игроков, но и во внутрифракционную борьбу. Такое впечатление по крайней мере усилило сообщение Bloomberg о скорой отставке Сараджа, на которого опираются Турция и Катар. Источники агентства сообщали, что он намерен остаться в должности и.о. главы правительства в Триполи на время мирных переговоров в Женеве, которые состоятся в следующем месяце.
«О чем задумывается Сарадж, так это о формальной отставке с последующим пребыванием в качестве временного премьер-министра, – подтвердил в разговоре с «НГ» научный сотрудник нидерландского института международных отношений «Клингендаль» Джалел Харшауи. – Это позволит ему продолжать действовать в качестве премьера, но без необходимости брать на себя какие-либо новые обязательства или подписывать новые пакты с любым другим государством или стороной. Зная об этом плане, как иностранные, так и ливийские игроки, которые глубоко настроены против Турции, используют утечки в СМИ, чтобы подорвать, ослабить и разрушить план Сараджа. Это может сработать и ускорить его фактический уход, что станет ударом для Турции».
Такое развитие событий, по словам аналитика, грозит в конечном итоге привести к столкновениям и мини-конфликтам в районе Триполитании. «Если Сарадж физически уйдет и исчезнет со сцены в Триполи, неизбежно наступит резкая поляризация Северо-Западной Ливии, хотя подобный сценарий маловероятен», – отмечает Харшауи.
Однако процесс перестановок затрагивает тем временем и органы власти на востоке Ливии, легитимность которых служила опорой командующему Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифе Хафтару. Несколько дней назад заседающее в этой части страны временное правительство подало прошение об отставке спикеру Палаты представителей (местного парламента) Агиле Салеху Исе. Решение было принято после экстренного заседания с участием премьера, министров экономического и социального блоков, главы местного Центробанка и других должностных лиц, на котором обсуждались масштабные проблемы в сфере услуг, ставшие причиной протестных выступлений.
В разговоре с «НГ» глава Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов выразил предположение, что параллельные изменения в органах власти в обеих частях страны могут отражать более масштабные процессы в Ливии. «Скорее всего тема отставки Сараджа связана с тем, что идет реализация договоренностей о запуске мирного процесса, условиями которого должны стать формирование нового президентского совета из трех членов от каждого из регионов Ливии и нового Правительства национального согласия со штаб-квартирой в демилитаризованном Сирте, – допустил аналитик. – Возможно, что отставки должны открыть путь для этих инициатив».
Аспекты демилитаризации ливийского Сирта, если верить арабским СМИ, обсуждались на технических консультациях между российскими и турецкими представителями в Анкаре. Эти двухдневные переговоры завершились 16 сентября. Российскую делегацию возглавлял заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Вершинин, турецкую – заместитель турецкого министра иностранных дел Седат Онал. Источники этих изданий указали на то, что в ходе заседания обсуждалась задача по созданию благоприятной обстановки для подготовки полного прекращения огня. По неподтвержденной информации, компромисса в том, что касается демилитаризации конфликтных зон, россиянам и туркам удалось достичь.
Некоторые изменения накануне коснулись и работы ООН в Ливии (МООНПЛ). Совет Безопасности принял решение о переформировании миссии, которую теперь должен возглавить спецпосланник, а не спецпредставитель, как раньше. Прежний специальный представитель Генсека ООН по Ливии Гасан Саламе в марте сообщил о своей отставке. «Совбез постановляет, что миссия должна работать под руководством специального посланника, который должен осуществлять руководство миссией, при этом уделяя особое внимание переговорному процессу с ливийскими и международными представителями с целью прекращения конфликта», – говорится в тексте ооновской резолюции. Однако с новым назначением организации еще нужно определиться.
комментарии(0)