Лидер лейбористов Кир Стармер в вопросе безработицы неожиданно оказался близок к позиции тори. Фото Reuters
В британском парламенте обсуждают меры по удержанию безработицы, подскочившей с началом пандемии, на приемлемом уровне. Необходимость сворачивания прежних дорогостоящих программ, позволяющих работодателям отправлять своих сотрудников в оплачиваемые государством экстренные отпуска, понимают как правящая Консервативная партия, так и оппозиция – лейбористы. Однако на данном этапе у парламентариев не хватает конкретных предложений.
Глава Лейбористской партии Кир Стармер пытается убедить премьер-министра Бориса Джонсона в том, что нынешняя схема вынужденных отпусков несовершенна и ее необходимо поменять. Она была введена в конце весны. Тогда министр финансов Риши Сунак объявил о том, что государство вводит программу, которая позволила работодателям вместо увольнения сотрудника отправлять его в отпуск и платить ему лишь 20% зарплаты (с сентября уже 30%). Остальную часть оплаты брало на себя государство. Если сотрудник будет возвращен на работу в начале 2021 года, то Казначейство еще заплатит фирме 1 тыс. фунтов.
Это решение позволило избежать массовой безработицы. Она сейчас составляет 4,1%, по данным Национальной статистической службы Великобритании. Есть вполне реальная перспектива, что после сворачивания программы немалая часть из 9,6 млн человек, находящихся под ее обеспечением, останется без работы. Проблема программы в том, что она обходится налогоплательщикам слишком дорого. Правительство уже потратило на нее более 35,4 млрд фунтов. К тому же, по данным Evening Standart, до 3,5 млрд фунтов могло быть выплачено по ошибке.
Бизнес и профсоюзы уговаривают Казначейство продлить срок действия программы, однако это едва ли возможно. Ее ограниченность понимают даже Джонсон и Сунак: они осознают, что к концу октября нужно придумать какие-то другие меры по поддержке бизнеса, пишет Guardian.
Многих смущает категоричность программы: сотрудник, включенный в нее, не может работать даже частично. Стармер указывает, что люди, переведенные работодателем на неполный рабочий день, вообще оказались самым уязвимым слоем населения, равно как и те, кто сменил работу во время пандемии. Это, разумеется, несправедливо. Получается, в Британии проще вообще не работать, чем трудиться на полставки.
Решение британскому премьеру подсказывают лейбористы: нужно поощрять предпринимателей хотя бы к частичному возврату сотрудника к работе и попутно организовать курсы для повышения квалификации для тех, кто находится в вынужденном отпуске. Последнее особенно актуально для молодых британцев, среди которых уровень безработицы вырос до 16,9%. Нечто подобное предлагают и американские демократы, а немцы уже реализовывают, уверяет Guardian.
«В Германии действительно оказывается поддержка тем, кто вынужден трудиться по сокращенному графику, в том числе учителям и преподавателям. Помимо этого увеличены пособия на детей на 300 евро и снижена налоговая нагрузка. Бизнесу же предоставляются крупные льготные кредиты объемом до 20% годового оборота предприятия под 1–2% годовых», – перечислил «НГ» некоторые меры по поддержке граждан ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин.
Вряд ли у лидера лейбористов получится заставить Джонсона признать свою правоту. Зато он может увеличить рейтинг своей партии. Пока Джонсон говорит о необходимости завершить брекзит и упрекает лейбористов в отсутствии конструктивных предложений, Стармер деловито подчеркивает, что первостепенной задачей британцев на данный момент является не столько успешная потенциальная торговая сделка с Евросоюзом и США, сколько борьба с пандемией и ее экономическими последствиями. Именно это находит отклик у избирателей.
комментарии(0)