Джонсону нелегко защитить свои законопроекты даже при наличии большинства в парламенте. Фото Reuters
Даунинг-стрит берет все более уверенный курс на отказ от европейского и международного права. Сразу после разработки закона о внутреннем рынке, в котором нарушаются протоколы соглашения с Евросоюзом о Северной Ирландии, Лондон, по информации Telegraph, решил пойти на другой шаг вразрез с договоренностями с Брюсселем.
Британское правительство обсуждает возможность отказа от внутреннего закона «О правах человека» 1998 года, главной целью которого было подвести свои законы к Европейской конвенции о правах человека (ЕКПЧ).
О результатах дискуссий может быть объявлено в ближайшее время. Целями очередного укола в сторону Брюсселя являются ужесточение миграционной политики и расширение возможностей для отказа в предоставлении убежища, а также защита британских солдат от уголовного преследования за их действия за границей. Впрочем, подобная идея в политических кругах Туманного Альбиона обсуждается не впервые. О том, что ЕКПЧ затрудняет высылку из страны уголовников и подозреваемых в терроризме личностей, заявляла еще Тереза Мэй в 2016 году. Тему отмены статей ЕКПЧ тори поднимали перед выборами 2019 года и в феврале, отмечает Telegraph.
А еще раньше – в 2015 году – бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон хотел заменить закон «О правах человека» на «Британский билль о правах», который мог бы сделать суды более независимыми от европейского права, правда, не нарушая ЕКПЧ. Сейчас у Даунинг-стрит тоже есть возможность не нарушать конвенцию напрямую и не менять закон «О правах человека», а просто попробовать повлиять на то, как судьи будут интерпретировать эти нормы, учитывая то, насколько в англосаксонской правовой семье важен прецедент.
В любом случае последние инициативы правительства премьер-министра Бориса Джонсона не вызывают восторга не только у представителей Евросоюза, но и у многих британских политиков. Столь резкий, пускай и обещанный крен в сторону защиты суверенитета не совсем одобряют даже в партии власти. К тому же против принятия закона «О внутреннем рынке» в его нынешнем варианте выступают бывшие премьер-министры Тони Блэр (1997–2007) и Джон Мэйджор (1990–1997).
Министр по особым поручениям Майкл Гоув при этом пытается отстоять свою правду, заявляя, что принятие законопроекта необходимо, поскольку нельзя допустить, чтобы ЕС мешал интеграции Соединенного Королевства и Северной Ирландии.
Аналитики и СМИ отмечают: то, что сейчас пытается сделать Джонсон, нанесет Британии большие репутационные потери. Но все-таки главный, более прагматичный контекст, по которому сейчас оценивают развитие отношений Лондона и Брюсселя, – это переговоры о судьбе торговых связей после конца переходного периода, который завершится к началу 2021 года.
Неожиданно на последние новости отреагировали лейбористы. Их лидер Кир Стармер заявил, что правительству Джонсона следовало бы не столько отвлекать британцев проблемами брекзита, сколько продолжить бороться с коронавирусом и постараться избежать второй волны пандемии.
Доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой‑Бурмули считает, что возможный отход от некоторых положений в правозащитной сфере не является самым важным в переговорах Лондона и Брюсселя. «Сделка зашла в тупик все-таки из-за торгово-экономических разногласий. А с защитой прав человека в Великобритании в целом все в порядке», – сказал эксперт «НГ».
Говоря об ответственности граждан Британии, в том числе ее солдат, за преступления за рубежом, эксперт отметил, что первостепенное значение в этом вопросе имеют связи с Международным уголовным судом (МУС). «Если Устав МУС ратифицирован (Британия подписала и ратифицировала соглашение. – «НГ»), то страны имеют право требовать выдачи граждан у этого государства. То есть подписанты соглашались, что их солдаты могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления, совершенные в других странах. США, например, сначала подписали Устав, но потом свою подпись отозвали», – пояснил Тэвдой-Бурмули.
комментарии(0)