Почему именно Маркс может стать объектом иранской мести, точных сведений у спецслужб США нет. Фото со страницы посольства США в ЮАР в Facebook
Американо-иранский конфликт может вернуться к прежнему градусу накала. США подозревают, что Исламская Республика вынашивает план убийства их посла в Южно-Африканской Республике (ЮАР). Как минимум такими сведениями располагают разведывательные ведомства, со ссылкой на свои источники сообщило издание Politico. Согласно этой информации, военная элита Ирана хочет таким образом отомстить за гибель командующего силами «Кудс» в составе Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Касема Сулеймани, который был устранен американцами на территории Ирака еще в январе.
Лана Маркс, которая возглавляет американскую дипмиссию в ЮАР, уже предупреждена об угрозе. Соответствующие данные у компетентных ведомств США появились еще весной, однако только сейчас, как отмечает Politico, были получены дополнительные сведения, которые конкретизируют опасность. Возможно, нападение будет организовано накануне выборов президента США в ноябре, говорят источники издания, однако подчеркивают: соответствующий сценарий является лишь одним из вариантов возмездия, которые обдумывают и разрабатывают иранские власти. По данным разведсообщества, планированием убийства занимаются в том числе сотрудники иранской дипломатической миссии в Претории.
Почему именно Маркс может стать объектом иранской мести, точных сведений у спецслужб США нет. Не исключено, что повод дает факт ее давней дружбы с президентом Дональдом Трампом, говорит один из собеседников Politico. К присяге в качестве посла США 66-летняя Маркс была приведена в прошлом году. Она знает действующего главу государства более двух десятилетий и даже является членом его клуба в Мар-а-Лаго (Флорида). Критики Трампа высмеивают ее за бизнес, связанный с производством женских сумочек, однако сторонники парируют: Маркс для них пример успешной бизнес-леди. Глава американской дипмиссии также, как сообщается, была хорошей подругой покойной принцессы Уэльской Дианы.
Иранская сторона 14 сентября отвергла информацию, представленную журналистами Politico. Так, Министерство иностранных дел Исламской Республики назвало беспочвенными те сведения, которыми обладает американская разведка. «Эти безосновательные обвинения являются частью информационной кампании правительства Дональда Трампа против Ирана», – выразил уверенность официальный представитель иранского внешнеполитического ведомства Саид Хатибзаде.
Сулеймани был устранен в ночь на 3 января в результате американского ракетного удара в окрестностях багдадского аэропорта. Как следовало из заявлений Белого дома, генерала заподозрили в разработке плана террористических нападений на объекты США в странах Ближнего Востока. Отвечая на убийство военачальника, Тегеран в ночь на 8 января нанес ракетные удары по двум объектам, которые использовали американские вооруженные силы (ВС) в Ираке, – базе Айн-эль-Асад и аэропорту Эрбиля. Однако в результате иранских атак тогда никто не пострадал. Они считались символическими. Тем не менее критики Тегерана в регионе предупреждали, что командование КСИР еще может попытаться отомстить США.
Масла в огонь неоднократно подливали и сами власти Ирана. В феврале на Мюнхенской конференции по безопасности министр иностранных дел Исламской Республики Мохаммед Джавад Зариф заявил, что месть американцам за убийство Сулеймани «не завершена», но может исходить не от Тегерана. «Мы уже ответили на военные действия военными действиями. Но многие люди возмущены действиями США, и они (эти люди. – «НГ») нам не подчиняются», – уточнил он.
В июле в ходе переговоров с премьер-министром Ирака в Тегеране верховный руководитель и духовный лидер Ирана Али Хаменеи подчеркнул, что его страна не забудет американской армии смерть командующего силами «Кудс» и что возмездие еще наступит. «Американцы убили вашего гостя в вашем доме и сознались в этом преступлении, – сказал он. – Иран никогда этого не забудет и обязательно нанесет ответный удар».
ЮАР же является краеугольным камнем стратегии Ирана «Юг-Юг», которая заключается в укреплении связей с южноафриканскими и южноамериканскими странами. Эта программа, как говорят эксперты, преследует не только экономические цели – Иран волнует проекция своей военно-морской силы за пределы Ближневосточного региона. Тегеран был одним из первых, кто установил прочные отношения с Преторией после ликвидации режима апартеида и проведения первых демократических выборов в 1994 году. Торговля была неотъемлемым элементом этого сближения, говорят эксперты. Тем не менее были и другие сферы сотрудничества. В 1990-х годах правительство Нельсона Манделы рассматривало поставку Ирану технологии обогащения урана.
комментарии(0)