0
4198
Газета В мире Печатная версия

10.09.2020 20:20:00

Вашингтон опасается новой катастрофы в небе над Тегераном

Участников межаравийского спора пугают иранской системой ПВО

Тэги: иран, авиакатастрофа, боинг, украина, катар, авиация, блокада


иран, авиакатастрофа, боинг, украина, катар, авиация, блокада На фото обломки украинского Boeing 737, сбитого 4 января 2020 года над Тегераном. Фото Ali Mohammadi/Bloomberg via Getty Images

Администрация президента США Дональда Трампа допускает, что трагедия в небе над Ираном, которая произошла в январе 2020 года с пассажирским лайнером Boeing 737 Международных авиалиний Украины (МАУ), может повториться, но под удар может попасть авиация Катара. Этими рисками Белый дом объясняет необходимость срочного прекращения политической и воздушной блокады эмирата, которая была введена его соседями в 2017 году. Об этом заявил помощник госсекретаря США по делам Ближнего Востока Дэвид Шенкер, выступая на видеосеминаре, который был организован вашингтонским Институтом Брукингса.

Высокопоставленному дипломату был задан вопрос о том, стремится ли администрация Трампа прекратить межаравийский спор специально до начала президентских выборов в США. Голосование запланировано на ноябрь. Примирение Катара, с одной стороны, и квартета стран в лице Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Бахрейна и Египта – с другой, команда Трампа могла бы преподнести как свидетельство эффективности своей дипломатии. Шенкер, в свою очередь, заметил, что разрешение этого политико-экономического кризиса в Персидском заливе требует больших усилий от Вашингтона, однако отмел предположения, что давление США на своих союзников в регионе связано с внутренней политикой.

«Что касается раскола в Персидском заливе, то это связано с необходимостью разрешить его до выборов в США, – уверил Шенкер. – Этому вопросу уделяется очень много внимания на высоком уровне. Это приоритетная задача администрации. Мы думаем, что противоречия в Персидском заливе не служат ничьим интересам, кроме интересов Ирана». Американский дипломат пояснил: «Мы думаем, что такая ситуация пополняет карман режима в Тегеране, потому что Катар вынужден платить ему сборы за пролет (через воздушное пространство. – «НГ»). Это также подвергает опасности катарцев и всех тех, кто летает на Qatar Airways. Мы видели, что произошло, когда несколько месяцев назад над Ираном был сбит украинский самолет».

Речь идет о трагедии Boeing 737 МАУ, который потерпел крушение 8 января через несколько минут после вылета из тегеранского аэропорта. Тогда погибли 176 человек, которые были гражданами нескольких государств, в том числе Ирана, Канады, Украины и Швеции. Некоторое время спустя власти Исламской Республики официально признали, что пассажирский лайнер по ошибке сбили ее средства противовоздушной обороны (ПВО). В конце июля во время двусторонних переговоров с Киевом представители Тегерана подтвердили готовность возместить ущерб в том числе и авиакомпании МАУ. Вопрос компенсации продолжает обсуждаться, он включен в повестку дня следующего раунда переговоров, который по плану должен состояться в октябре.

«Спор внутри Персидского залива служит только интересам наших противников и вредит общим интересам, – выразил уверенность Шенкер. – Нам предстоит важная совместная работа, и мы хотим, чтобы заинтересованные стороны урегулировали этот спор. Сейчас больше, чем когда-либо, критически необходимо, чтобы ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. – «НГ») объединился против региональных угроз. Пришло время всем государствам региона достичь единства, которое необходимо для противодействия стоящим вызовам». Американский дипломат подчеркнул, что это тем более важно, «когда речь заходит о противодействии пагубному влиянию Ирана».

Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет объявили о разрыве дипотношений с Катаром летом 2017 года. Эмирату инкриминировали поддержку терроризма и вмешательство во внутренние дела соседей. За этим решением последовали экономические санкции и транспортная блокада.

В частности, антикатарский квартет в одностороннем порядке заблокировал воздушное пространство для самолетов эмирата. Доха, в свою очередь, назвала подобные ограничительные меры со стороны соседей необоснованными и обратилась в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО). В ответ Бахрейн, Египет, ОАЭ и Саудовская Аравия выступили с предварительным возражением, отметив, что ИКАО не обладает необходимыми полномочиями для вынесения какого-либо решения по делу и что иск властей Катара является неприемлемым. Несмотря на то что предварительные возражения были отклонены организацией, страны антикатарского квартета подали апелляцию на это решение в Международный суд ООН (МУС).

В июле этого года МУС вынес решение в пользу Дохи: судьи отклонили апелляцию Бахрейна, Египта, ОАЭ и Саудовской Аравии. Кроме того, было решено, что «ИКАО обладает необходимой юрисдикцией в вопросе воздушного пространства и что жалоба, поданная Катаром, приемлема для рассмотрения». Тем не менее пока что самолеты Катара продолжают использовать воздушное пространство Ирана.

Не исключено, что вопрос о пропуске катарских самолетов в рамках межаравийского спора нельзя разрешить обособленно – без урегулирования политических аспектов. А сам Катар, как говорят эксперты, не чувствует необходимости идти навстречу своим региональным оппонентам. Годы политико-экономического кризиса слишком сблизили его с антагонистами антикатарского квартета – не только Ираном, но и Турцией. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1520
Багдад опасается войны в ливанском стиле

Багдад опасается войны в ливанском стиле

Игорь Субботин

Ирак мобилизует силы для отражения атак Израиля

0
1461
"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

Наталья Приходко

В Киеве накануне уверяли в обеспечении необходимого финансирования на год вперед

0
1619
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1713

Другие новости