Борис Джонсон не всегда исполняет свои обещания. Фото Reuters
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон готов поставить под сомнение пункты соглашения с Брюсселем, касающиеся Северной Ирландии, которая пожелала остаться в составе Таможенного союза ЕС, пишут британские СМИ. Очередные неприглядные ходы Даунинг-стрит подверглись критике Евросоюза, лидеров Шотландии и Северной Ирландии, а также лейбористов.
Для брекзита и будущего взаимоотношений ЕС и Великобритании наконец наступает действительно решающая пора – осень 2020 года. Причем Даунинг-стрит объявила о том, что крайним сроком для достижения взаимного согласия станет 15 октября, хотя в Брюсселе были готовы выделить еще две недели. Перед начавшимся в понедельник восьмым раундом переговоров можно констатировать, что за более чем полгода стороны сделали мало конструктивного, хотя и составлялись стратегические документы на несколько сотен страниц.
Из всех комментировавших ход переговоров наиболее оптимистичным оказался министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб, призвавший ЕС к большей активности. Он заявил, что Лондону и Брюсселю в торговых вопросах осталось всего-навсего договориться о статусе британских вод для европейских рыболовов и о том, каких конкретных объемов может достигать государственная поддержка бизнесу, чтобы создать равные конкурентные условия для компаний по обе стороны Ла-Манша и Северного моря.
Но даже в этих двух пунктах все отнюдь не просто. В случае вопроса о рыболовстве Лондон настаивает на суверенитете в решении данного вопроса, как и при попытке Брюсселя установить легитимность Европейского суда в отношениях между Британией и ЕС. А положение о сдерживании господдержки компаниям министры с Даунинг-стрит готовы проигнорировать, как и особое положение Северной Ирландии, передает Би-би-си.
Последнее вызвало особое возмущение. Заместитель первого министра Северной Ирландии Мишель О’Нил написала в своем Twitter, что ставить под сомнение протоколы о положении Белфаста будет означать вероломное предательство. «Немудрым» назвал шаг Даунинг-стрит министр иностранных дел Ирлании Симон Ковни. Не оставила новость без внимания и первый министр Шотландии Никола Стерджен, назвавшая партию тори «шарлатанами», увеличившими вероятность провала сделки с Брюсселем.
Последний сценарий может стоить Британии 3,3 трлн фунтов, утверждает Guardian. Это сделает экономические потери от брекзита более ощутимыми, нежели от COVID-19. Лейбористы же высказали мнение, что уход от соглашения будет означать удар по безупречной репутации Британии, издавна славившейся своим уважением к договорам.
Впрочем, сам Джонсон, несмотря на огромные затраченные усилия, уверен в том, что безрезультатные переговоры с Брюсселем будут не самым плохим финалом, который позволил бы сохранить суверенитет целиком. То же самое заявляет главный переговорщик Британии Дэвид Фрост. В интервью Daily Mail он утверждает, что для Лондона важнее всего вернуть себе весь суверенитет и контролировать свои границы, не допуская вмешательства Брюсселя. В Евросоюзе же один из представителей назвал слова Фроста банальной «игрой мускулами», в реальности мало что означающей.
Подобные посылы тори адресованы не столько переговорщикам ЕС, сколько ядерному электорату партии Джонсона – ярым сторонникам выхода Британии из Евросоюза во что бы то ни стало, считает руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина.
«Джонсон довольно яркий политик, и теперь он пытается показать избирателю жесткость своей позиции после неудач в борьбе с коронавирусом и осознанной необходимости повысить налоги ради восполнения дыры в бюджете», – сказала эксперт «НГ».
Бабынина отметила закономерность оспаривания положений о Северной Ирландии.
«Странно, что Джонсон вообще такое соглашение подписал. По сути, оно означало установление таможенных границ с островом Ирландия. Разумеется, реализовать все это оказалось сложнее, чем поставить свою подпись, и летом поступала информация о том, что Британия не торопится с исполнением обещаний и строительством требующейся инфраструктуры», – считает она.
Также Бабынина отметила, что торговое соглашение – это намного более сложный и конкретный документ, чем политические договоренности. Поэтому даже если за короткий срок сторонам удастся прийти к соглашению, оно будет лишь заготовкой. «Соглашение о выходе Британии из ЕС – это политический документ, и он все равно имеет довольно абстрактный характер. Многое держится на честном слове, в том числе и пункты, касающиеся Северной Ирландии. А с торговой сделкой так поступить не получится», – заключила эксперт.
комментарии(0)