В отличие от Трампа Байден дал однозначную и предельно резкую оценку отравлению Навального. Фото Reuters
Два участника предстоящих в США в ноябре президентских выборов – Джозеф Байден и Дональд Трамп – сделали противоположные заявления в связи с отравлением российского политика Алексея Навального. Первый обвинил Кремль в попытке политического убийства, второй заявил, что фактов для того, чтобы делать какие-то выводы, недостаточно. От «дела Навального» может зависеть судьба Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, другое название – СНВ-3), о продлении которого Россия и США должны договориться до февраля 2021 года.
Новость о покушении на жизнь российского политика вызвала у американских официальных лиц противоречивую реакцию. Представитель Совета национальной безопасности США Джон Уллиот счел нужным упомянуть в Twitter, что «в прошлом Россия уже использовала нервно-паралитическое вещество «Новичок»», намекнув, таким образом, на отравление Юлии и Сергея Скрипалей. Он пригрозил «ограничением финансирования деятельности», то есть, видимо, санкциями, причастным к отравлению Навального, не конкретизируя, впрочем, кто именно имеется в виду. Более определенно и жестко высказался Байден. В своем заявлении он назвал «возмутительное и наглое покушение на жизнь Навального» очередным инцидентом в длинной цепочке «убийств и отравлений инакомыслящих, журналистов-расследователей, активистов борьбы с коррупцией и лидеров оппозиции, совершенных при путинском режиме». При этом Байден раскритиковал своего оппонента за молчание, которое он сравнил с соучастием в преступлении. Действительно, Трамп не сразу прокомментировал ситуацию с Навальным, взяв паузу на несколько дней. Только 4 сентября во время пятничной пресс-конференции он высказался. «Я точно не знаю, что произошло. Я думаю, это трагично, это ужасно, этого не должно происходить. У нас еще нет доказательств, но я посмотрю», – сказал он, отвечая на соответствующий вопрос. Трамп сразу же сошел с темы отравления Навального, попеняв журналистам на то, что «все без конца говорят о России, и я не возражаю, чтобы вы говорили о России, но я думаю, что, вероятно, Китай на данном этапе – это страна, о которой вам следует говорить гораздо больше». Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев в комментарии «НГ» предположил, что Трамп хотел в первую очередь дистанцироваться от Байдена. «К тому же он перестраховался именно в интересах предвыборной борьбы. Если шумиха вокруг истории с Навальным пойдет на спад или вдруг окажется, что сообщение о применении «Новичка» не подтверждается, получится, что Трамп сыграл тонко, переиграл Байдена, который себя позиционирует как знатока международной политики», – сказал эксперт.
Наконец, Байден, говоря об умышленном отравлении Навального, солидаризировался с канцлером Германии Ангелой Меркель. Она, основываясь на данных врачей берлинской клиники «Шарите», где лечится российский политик, утверждает, что тот был отравлен «Новичком», в связи с чем Москва должна «ответить на многие вопросы».«Трамп дал понять, что не доверяет канцлеру, считает ее уходящей фигурой», – считает Васильев. По его мнению, возможно, Трамп предпочел бы видеть Меркель ослабленной политически и в любом случае не хочет, чтобы позиция Германии определяла позицию США. Как выразился Васильев, «для президента нежелательно, чтобы американским догом вилял немецкий хвост».
Кроме того, отравление Навального произошло в очень неподходящий для нынешней администрации США момент. В ближайшие дни Белый дом обязан проинформировать Конгресс о том, что он планирует делать с СНВ-3. Ранее администрация Трампа ориентировалась на выход из этого договора, рассчитывая, что начавшуюся гонку ядерных вооружений США вполне потянут. Однако в последнее время голоса о необходимости разрыва с СНВ-3 звучат из Белого дома не так часто, что понятно. Американская экономика находится не в лучшем состоянии. О том, что прекращение действия СНВ-3 обойдется слишком дорого, сказано и в опубликованном 25 августа отчете бюджетного управления Конгресса США. А дело Навального объективно играет на руку сторонникам разрыва договора с Россией.
Впрочем, в США обсуждают другие варианты наказания Кремля. В колонке в New York Times лауреат Пулитцеровской премии Брет Стефенс предложил Конгрессу принять в расширенную версию «Акта Магнитского» – «Акт Навального». Эту тему он, по его словам, обсуждал с бизнесменом Биллом Браудером, работодателем юриста Сергея Магнитского, погибшего в московской тюрьме, что стало причиной введения санкций против ряда российских чиновников в 2012 году. Правда, Стефенс считает, что «Акт Навального» должен «дождаться администрации Байдена и демократического Сената, для которого он должен стать внешнеполитическим делом первостепенной важности».
комментарии(0)