Министр иностранных дел Литвы Линас Линкевичус дал интервью Financial Times, в котором выразил недовольство тем, что Евросоюз слишком неспешно реагирует на события в Белоруссии. Принципиальное решение о санкциях против режима Александра Лукашенко принято еще в середине августа. Но «черный список» физических лиц, подпадающих под запретительные меры, до сих пор не готов.
Говоря о санкциях против Белоруссии, Линкявичус указал на опасность ситуации, когда ЕС принимает важные решения с опозданием или идет на половинчатые меры, которые в результате не имеют должного эффекта. «Если мы не будем выполнять наш государственный долг, это подорвет основу нашего общества», - предупредил он, призвав сделать так, чтобы «белорусский народ не чувствовал себя брошенным».
Примером правильной и быстрой реакции на события в Белоруссии Линкявичус назвал санкции, введенные Литвой, Латвией и Эстонией. Три балтийские страны быстро ввели санкции против 30 белорусских чиновников. В их число попал и Александр Лукашенко. В интервью Financial Times Линкявичус настоятельно посоветовал ЕС как можно скорее последовать прибалтийскому примеру.
Между тем, европейцы не спешат. Работа над составлением «черного списка» ведется уже две недели и пока далека от завершения. Не далее, как 28 августа верховный представитель ЕС по иностранным делам и безопасности Жозеп Боррель сообщил, что получил письмо от 11 стран Евросоюза, в котором содержалось предложение решить вопрос с санкциями в отношении Белоруссии по ускоренной процедуре. Предложение было принято. Боррель пообещал, что «черный список» появится в «ближайшие несколько дней». Но ситуация до сих пор так и не изменилась. Вопрос все еще прорабатывается в рабочих группах Еврокомиссии и Евросовета.
Более того, газета Die Welt со ссылкой на свои источники утверждает, что в финальном варианте «черного списка» почти гарантированно не будет фамилии Лукашенко. Якобы, инициатором не включения белорусского президента в перечень лиц, подпадающих под санкции, стала Германия, которую поддержали Франция и Италия. Обоснование не новое в истории санкций ЕС против Белоруссии: в Берлине не хотят сжигать мосты для диалога с официальным Минском.
Аргумент веский. Если Лукашенко включат в «черный список», это не прервет дипломатические контакты с ним, но будет иметь важное символическое значение. Белорусский президент перейдет в разряд нерукопожатых лидеров, которых, потенциально, может преследовать международная юстиция. Конечно, сейчас создание трибунала по Белоруссии представляется невероятным. Для этого требуется санкция Совета безопасности ООН, которую ни Россия, ни Китай не дадут. Однако тема уголовного преследования Лукашенко в любом случае будет введена в международную дипломатическую повестку.
Наконец, включение белорусского лидера в «черный список» ЕС повлияло бы на статус Координационного совета белорусской оппозиции. И он, и его лидер Светлана Тихановская приблизятся к положению легитимных представителей белорусского народа.
Но следовать в Европе венесуэльскому сценарию в Брюсселе очень не хотят. Это и вызывает недовольство Прибалтики, а также Польши, где с тревогой наблюдают за тем, что накал протестов против Лукашенко постепенно снижается. По крайней мере, белорусский лидер чувствует себя все более уверенно и даже грозит своим соседям из ЕС контрсанкциями: переводом грузопотоков, идущих в его страну через Прибалтику, в Россию.
комментарии(0)