Макрон и Меркель решают, как поступить с Белоруссией, не разозлив Путина. Фото Reuters
Международное положение Александра Лукашенко на сегодняшний день сложное, но менее тяжелое, чем хотелось бы его белорусским противникам. С традиционными союзниками Батька не разругался. Кремль – за него. Китай, поначалу осторожно комментировавший протесты в Минске, поддержал белорусского президента. Хотя ЕС осудил Лукашенко, особую позицию по отношению к нему заняли Германия и Франция. Лидеры этих двух стран Ангела Меркель и Эмманюэль Макрон провели переговоры, в том числе посвященные Белоруссии.
На момент подписания номера диалог двух лидеров не завершился. Однако тематика их беседы, касающейся происходящего в Белоруссии, предсказуема. Из видеосаммита ЕС, который прошел в среду, стало известно, что в Минске Евросоюз не сыграет ту же роль посредника между противоборствующими сторонами, что и во время событий в Киеве зимой 2013/14 года.
Меркель рассказала, что она пыталась дозвониться до Лукашенко, но ничего не получилось. Белорусский лидер не поднял трубку. «Я не вижу роли для себя в качестве посредника с того момента, когда Лукашенко отказался говорить со мной, о чем я сожалею. С нашей стороны мы сделаем все, чтобы подтолкнуть национальный диалог», – как сообщает Reuters, сказала она в ходе саммита.
Видимо, подталкивать диалог между Лукашенко и оппозицией ЕС намерен через Россию, к которой у европейцев в связи с белорусскими событиями пока одно безусловное требование: не вмешиваться. На саммите Меркель сообщила, что соответствующее предупреждение она сделала в разговоре с Владимиром Путиным. Как она выразилась, российская интервенция только «усложнит ситуацию».
В западной прессе в целом также скептически оценивают перспективу того, что Россия задействует свои войска и в Белоруссии в той или иной форме повторится украинский сценарий 2014 года. Например, газета Figaro пишет, что Путин «не совершит стратегической ошибки» шестилетней давности и со стороны Москвы будет лишь дипломатическая игра, цель которой – смена Лукашенко на фигуру, которая устроит и Кремль, и белорусскую оппозицию.
В четверг Путин и глава Евросовета Шарль Мишель провели телефонный разговор, в ходе которого российский лидер был проинформирован об итогах саммита ЕС по Белоруссии. «С российской стороны акцентирована контрпродуктивность оказания какого-либо давления на руководство суверенного Белорусского государства и вмешательства извне в происходящие там внутренние процессы. Подтверждено, что скорейшая нормализация ситуации в Белоруссии отвечает интересам как России, так и Евросоюза», – сообщает пресс-служба Кремля.
Судя по действиям стран ЕС, они пока не проявили желания играть на обострение ситуации в Белоруссии. Лукашенко отказано в легитимности, но оппозиция в качестве законной власти не признана. Не объявлены жесткие экономические санкции. Более того, как выяснилось, список чиновников Лукашенко, против которых будут введены санкции ЕС, еще не подготовлен. По крайней мере на второй день после саммита он так и оставался предметом согласований, а не достоянием широкой публики.
Пока единственным демонстративным жестом, направленным против Лукашенко, стало выделение по итогам саммита 2 млн евро на помощь протестующим, пострадавшим от действий силовиков, и 1 млн евро – на поддержку «независимых СМИ и гражданского общества». Это почти символическая помощь. Принятым на днях Сеймом Польши Планом солидарности с Белоруссией, например, предусмотрено выделение около 11 млн евро на поддержку белорусского оппозиционного движения.
Вместе с тем есть еще одно разительное отличие между тем, как сейчас Запад реагирует на события в Белоруссии, и тем, как он реагировал на события в Киеве шесть лет назад. Как-либо давит на Лукашенко только ЕС. США заняли подчеркнуто выжидательную позицию. Дональд Трамп прокомментировал события в Белоруссии лишь однажды, и то в самых неопределенных выражениях. Госсекретарь Майкл Помпео ограничился призывом к новым выборам и пообещал, что США позднее выработают свою позицию. Вероятно, не произойдет символического события: в Минск не приедет американский посол. Его не было в стране 12 лет. И вот в апреле этого года Трамп внес кандидатуру Джули Фишер на пост посла. Она пока не утверждена.
Один из лидеров белорусской оппозиции, Валерий Цепкало, утверждает, что посол США в Минске пока не появится. «Мы просим американцев не направлять посла. Мы просили несколько раз. Они сейчас нам дали заверения, что они посла не будут направлять», – сказал он РИА Новости, оговорившись, что это пока «не совсем официально». И действительно, официальных подтверждений этой информации из США не поступало.
комментарии(0)