Члены профсоюза поддерживают переход предприятий на укороченную рабочую неделю. Фото со страницы IG-Metall в Facebook
В Германии разгорается дискуссия о введении четырехдневной рабочей недели. Идею, направленную на сохранение рабочих мест, выдвинуло руководство одного из крупнейших немецких профсоюзов IG-Metall. Как сообщает экономический еженедельник Wirtschaftswoche, профсоюзные деятели предложили ввести сокращенную рабочую неделю для рабочих металлургической и электротехнической промышленности при сохранении полной зарплаты.
С идеей введения «четырехдневки» выступил председатель IG-Metall Йорг Хофманн. Теперь она должна стать предметом обсуждения на предстоящих тарифных переговорах с работодателями. Такие переговоры представляют собой составную часть законодательства о труде в Германии. Как правило, они проводятся ежегодно с целью заключения коллективных договоров профсоюзов и работодателями и достижения договоренностей об уровне заработной платы и режима работы. Это означает, что сокращение рабочей недели и уровень зарплаты в Германии определяются не декретами правительства, а договоренностями между рабочими и работодателями.
В дискуссию о сокращенном рабочем времени уже включились федеральные политики, предпринимательские объединения и ученые. Хубертус Хейль, социал-демократический министр труда в правительстве Ангелы Меркель, назвал предложение профсоюзов адекватными мерами поддержки рынка труда в случае, если социальные партнеры договорятся друг с другом. Правда, по его мнению, за меньший по времени труд нужно и меньше платить.
Именно в этом и кроется главный спорный момент, поскольку, если верить немецкому информационному агентству n-tv, профсоюзы готовы распространить эту формулу – четыре дня работы в неделю при полной зарплате – на всю немецкую промышленность. В связи с этим Марсель Фратчер, руководитель немецкого экономического института DIW, высказал мнение, что введение четырехдневной рабочей недели целесообразно только при сокращенной зарплате.
Предприниматели же отнеслись к предложению профсоюзов резко отрицательно. По мнению Михаэля Хютера, руководителя экономического института IW, который отражает мнение бизнеса, предложенные профсоюзами меры представляют собой «капитуляцию перед кризисом». А глава предпринимательского союза работодателей Штеффен Кампетер в интервью газете Frankfurter Allgemeinen Zeitung высказал точку зрения, что сейчас немецкая экономика переживает «падение производительности труда, граничащее с шоком». Поэтому для преодоления кризиса надо, напротив, больше работать.
Отклонили идею сокращенной рабочей недели и представители экономического крыла правящего Христианско-демократического союза (ХДС). По мнению генерального секретаря этого крыла Вольфганга Штайгера, «сокращенная рабочая неделя даже при ограниченном применении принципа сохранения зарплаты просто взвинтит расходы на рабочую силу». А это означает снижение конкурентоспособности немецкой экономики на мировом рынке.
Более того, как пишет Wirtschaftswoche, экономисты считают, что в ближайшие годы ни о каком повышении оплаты труда вообще не может быть и речи. Их предложение, поддержанное предпринимателями, сводится к тому, чтобы имеющийся объем работ распределить на как можно большее число людей. Это позволит при сокращенном рабочем дне занять максимальное количество рабочих. Но соответственно платить им будут меньше, исходя из почасовой оплаты их труда.
Компромисс предложила руководитель Левой партии Катя Киппинг. По ее мнению, пандемия коронавируса как раз представляет собой удобный повод для введения в стране 30-часовой рабочей недели. А чтобы примирить столь разновекторные позиции рабочих и работодателей, государство должно по меньшей мере год выплачивать компаниям разницу в зарплате, на которой настаивают профсоюзы, и той, которую готовы платить предприниматели. Таким образом компании смогут платить своим работникам прежнюю зарплату при меньшем проработанном времени.
комментарии(0)