Сергей Лавров, хоть и назвал выборы в Белоруссии неидеальными, выступил против вмешательства в дела этой страны.
Фото со страницы МИД РФ в Flickr
В отношениях России и ЕС, похоже, появилась новая точка конфликта. Главы государств и правительств Евросоюза провели, под председательством главы Евросовета Шарля Мишеля, экстренную встречу по видеосвязи, посвященную оценке событий в Белоруссии. Против Александра Лукашенко и его окружения восстанавливаются персональные санкции, которые были отменены четыре года назад. Жестких экономических ограничений, способных обрушить белорусскую экономику и подтолкнуть Минск в объятья России, не будет. Но сам Лукашенко признан теперь ЕС нелегитимным президентом, и в этом решение европейцев радикально отличается от позиции Москвы.
Чрезвычайные саммиты в практике работы Евросоюза – явление редкое. Однако и события в Белоруссии, безусловно, никак нельзя назвать ординарными. Выработать общую позицию ЕС по отношению к выборам в этой стране и последующему жестокому разгону митингов протеста требовали и ведущие страны Евросоюза, и Польша, которая последнее время настойчиво старается взять на себя роль представителя Брюсселя по делам белорусской оппозиции.
Вот только какой будет эта позиция, было известно лишь в общих чертах. Большинство представителей государств ЕС еще на предварительной встрече глав своих министерств иностранных дел высказались за введение персональных санкций против Лукашенко и его чиновников, отмененных в 2016 году, после того как в Белоруссии выпустили политзаключенных. При этом тема широких санкций, затрагивающих сектора белорусской экономики, даже не поднималась. На саммите было объявлено, что черный список против белорусских должностных лиц, ответственных за «насилие, репрессии и фальсификацию выборов», будет составлен в ближайшее время. Уже известно, что в нем будут, в частности, глава МВД Белоруссии Юрий Караев и председатель белорусского КГБ Валерий Вакульчик.
А вот как странам ЕС относиться к собственно протестам против Лукашенко, было неясно.
Перед саммитом лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская распространила видеообращение на английском языке. В нем она попросила лидеров ЕС не признавать итоги президентских выборов в Белоруссии. То есть Евросоюз, по ее мысли, должен отказать Лукашенко в легитимности. Иное отношение должно быть к Координационному совету оппозиции, созванному Тихановской и возглавляемому ею. Эту структуру она предложила поддержать. При этом из видеообращения Тихановской следует, что Координационный совет – это если не альтернативное правительство Белоруссии, то что-то близкое к нему. В его задачу, например, должна войти подготовка новых президентских выборов и мирная передача власти. Таким образом, Белоруссия должна приблизиться по международному статусу к Венесуэле, где есть два правительства: одно, действующее в стране, другое – альтернативное, оппозиционное, находящееся за рубежом и признающееся большим количеством иностранных государств. Также есть два венесуэльских президента, Николас Мадуро и Хуан Гуайдо.
Только глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс счел нужным осторожно дать понять перед саммитом, что такая схема применительно к Белоруссии для ЕС неприемлема. Он заявил, что Тихановскую нельзя признать президентом без проведения повторных выборов.
Сергей Лавров, хоть и назвал выборы в Белоруссии неидеальными, выступил против вмешательства в дела этой страны. Фото со страницы МИД РФ в Flickr |
«Разговор шел в унисон. Все признали, что итоги выборов были фальсифицированы. Они были несвободными и не могут быть признаны. Необходимо создать условия для проведения новых выборов», – заявил по окончании видеосаммита президент Литвы Гитанас Науседа.
Этот вывод расходится с оценкой, которую дают событиям в Белоруссии в Кремле. О позиции Москвы перед саммитом счел нужным проинформировать министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. «Нас тревожит попытка использовать внутренние сложности, с которыми сейчас столкнулась Беларусь, белорусский народ и руководство, для того чтобы вмешиваться в эти события, процессы извне. Не просто вмешиваться, а с целью навязать белорусам те порядки, которые внешние игроки считают для себя выгодными», – заявил он в программе «60 минут» телеканала «Россия 1». Что касается самих президентских выборов, то они дипломатично охарактеризованы Лавровым как «неидеальные», что, по его словам, «признается и белорусским руководством, которое пытается вступить в диалог с гражданами, протестующими против того, что они считают ущемлением своих прав». Иными словами, при всем недовольстве режимом Лукашенко Кремль все же не собирается его сдавать или уж тем более давить на него вместе с Западом.
Доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули в беседе с «НГ» предположил, что окончательно позиция ЕС в отношении Белоруссии определится уже после саммита. Государства Евросоюза, считает эксперт, в отношении Белоруссии четко разделились на три части. Это государства Балтии и Польша, активно настроенные против Лукашенко, южноевропейские государства, которым все равно, и ведущие страны ЕС, которые хотели бы решить белорусскую проблему с учетом мнения Москвы.
«Тут все будет зависеть от событий в самой Белоруссии, где ситуация застыла в состоянии неустойчивого равновесия, которое явно долго продолжаться не может. Если Лукашенко падет, то ЕС, конечно, признает легитимность Тихановской. Если он пересидит протесты, все будет зависеть от двух факторов: от того, как поведет себя Тихановская, покажет ли она, что не является промежуточной фигурой, и от того, удастся ли достичь консенсуса по Белоруссии с Россией, где тоже нет однозначности в оценке событий в этой стране», – полагает Тэвдой-Бурмули.
комментарии(0)