Иранские военные не спешат перевооружаться, даже если санкции снимут: у страны нет денег на амбициозные оборонные программы. Фото с сайта www.irna.ir
Онлайн-саммит, посвященный судьбе Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе, пройдет без участия США. Об этом заявил президент Дональд Трамп. По его словам, переговоры по Ирану невозможны до ноября, когда в США пройдут президентские выборы. Сейчас же Трамп попытается восстановить международное эмбарго на поставку Ирану оружия.
Идея провести онлайн-встречу пяти членов Совета Безопасности ООН (России, Китая, США, Великобритании и Франции), а также Германии и Ирана – то есть стран, ставивших свои подписи под СВПД, – принадлежит Владимиру Путину. Его заявление было опубликовано на сайте Кремля 14 августа. В нем он предлагал провести встречу глав государств «пятерки», ФРГ и Ирана «в ближайшее время». «Цель – наметить шаги, позволяющие избежать конфронтации, обострения ситуации в Совете Безопасности ООН», – говорилось в заявлении российского лидера.
Оно предваряло письменное голосование в Совбезе по проекту резолюции США о продлении оружейного эмбарго в отношении Ирана, которое истекает 18 октября. Ранее позиции стран «пятерки» по этому вопросу уже были высказаны. Поэтому сюрпризов не произошло: резолюцию Совбез отверг. В ее поддержку кроме США высказалась только Доминиканская Республика, традиционно следующая в фарватере американской внешней политики. 11 государств – членов Совбеза воздержались. Россия и Китай прогнозируемо проголосовали против.
Тем не менее Трамп счел нужным выразить удивление тому, что резолюция США не была поддержана. Громко возмутился решением Совбеза премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Он назвал отказ продлить эмбарго «возмутительным».
То ли из-за израильской реакции, то ли чтобы снять все возможные сомнения относительно американской позиции, Трамп счел нужным объясниться. На пресс-конференции в Белом доме он сообщил, что не собирается принимать участие в онлайн-саммите по СВПД. Для такого рода переговоров, по его мнению, сейчас не время. А время наступит в ноябре, когда американцы изберут или переизберут президента своей страны.
«Думаю, надо подождать до выборов. Иран очень хочет, чтобы я проиграл», – сказал Трамп. Тем самым американский президент намекнул на недавно обнародованные Национальным центром контрразведки и безопасности США данные о том, что якобы иранцы вмешиваются в американскую избирательную кампанию с тем, чтобы не допустить победы действующего лидера страны. Вместе с тем замечание Трампа можно трактовать и как намек на то, что его не поймут избиратели, если он пойдет на какие-либо уступки Ирану.
Вместо переговоров американский президент предлагает нечто иное. «На следующей неделе увидите, что будет», – загадочно сообщил он журналистам. Впрочем, алгоритм действий США хорошо известен, благо американские чиновники о нем неоднократно говорили. Вашингтон уцепится за тот факт, что Тегеран сокращает свои обязательства, взятые в рамках СВПД. Делает он это в ответ на выход из договоренности США. Поэтому Трамп попытается убедить Совбез или хотя бы европейских союзников, что сокращение Ираном своих обязательств по «ядерной сделке» равнозначно выходу из нее. А раз так, то против страны должны быть восстановлены все международные санкции, которые действовали до СВПД. В их числе – действовавшее когда-то пятилетнее эмбарго на поставку оружия. Это так называемый механизм snapback.
Правда, ранее Вашингтону уже неоднократно указывали на крайнюю сомнительность этой логики с правовой точки зрения. Поэтому Трамп приготовил резервный вариант: новые антииранские санкции. Они будут касаться тех стран и компаний, которые соберутся после 18 октября торговать оружием с Ираном. Даже угроза такого рода санкций может оказаться очень действенной, по крайней мере для стран ЕС. И уж конечно, она произведет впечатление на избирателей Трампа.
«Инициатива о продлении эмбарго – это напоминание американцам о том, что курс президента в отношении Ирана остается неизменным. Он по-прежнему давит на иранский режим», – сказал «НГ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин.
Особенно необходимо напомнить Трампу о приоритетах своей внешней политики сейчас, когда избирательная кампания официально начинается. 17–20 августа состоится съезд Демократической партии, где Джозеф Байден и Камала Харрис будут названы кандидатами в президенты и вице-президенты США. А вот прочие, не предвыборные резоны немедленно усилить давление на Иран, похоже, отсутствуют. Эксперты не ожидают, что после 18 октября эта страна немедленно начнет закупки оружия. Для этого в иранской казне, изрядно опустошенной из-за уже действующих санкций, просто нет денег.
комментарии(0)