Посетителей ресторанов призывают оставлять тарелки чистыми. Фото с сайта www.news.cn
Cначала председатель КНР Си Цзиньпин, а за ним министр сельского хозяйства Хань Чжанфу обратились к гражданам с призывом решительно пресечь расточительство продуктов питания. Министр заявляет, правда, что урожай зерновых собран обильный, но о продовольственной безопасности забывать нельзя в свете пандемии и ухудшения международной обстановки (отношений с США). Как говорит эксперт, кампания за то, чтобы люди в столовых не оставляли в тарелках еды, ведется уже шесть лет. Но подоплекой служит то, что из-за роста городов сокращаются пахотные земли. Власти беспокоит также, что земледельцы накапливают зерно, ожидая роста цен.
С разъяснением аграрной политики партии выступила в воскресенье «Жэньминь жибао» – центральный орган ЦК КПК. Ссылаясь на речь Си от 14 августа, газета подчеркивает, что о возможности кризиса в области продовольственной безопасности нельзя забывать, особенно в связи с инфекцией COVID-19. Далее излагается статья министра. Чтение ее оставляет противоречивое впечатление. Так как все же с продуктами дело обстоит – замечательно или есть основания для тревоги?
С одной стороны, глава аграрного ведомства подчеркивает, что в 2019 году Китай установил исторический рекорд по производству зерна. С другой стороны, «основы продовольственной безопасности все еще нестабильны», спрос и предложение будут находиться «в жестком равновесии». Поэтому необходимо предотвращать «превращение пахотных земель в непахотные».
Комментаторы в КНР вслед за лидером страны принялись разъяснять массам, как и зарубежным читателям, насколько это важно, чтобы «чашка риса» китайца заполнялась рисом, выращенным именно в Китае. Ведь, как пишет колумнист Сонни Ло Шухин, работающий в особом административном районе Макао, без продовольственной безопасности не может быть и прочной государственной безопасности. Между тем некоторые несознательные фермеры сохраняют более 20–30% урожая в закромах, рассчитывая на повышение цен.
Еще более критическую оценку ситуации дает гонконгская South China Morning Post. «В самой большой по населению стране мира цены на пшеницу и кукурузу быстро растут. И снова возникает вопрос: насколько обеспечена безопасность Китая в области снабжения продовольствием? Ведь его зависимость от импорта зерна увеличивается, обрабатываемые сельскими производителями площади сокращаются; к тому же большой ущерб деревне приносят стихийные бедствия», – утверждает газета.
Подтверждением тому служит спад закупок урожая пшеницы. В этом году он понизился с 1 июня по 31 июля на 17,2% по сравнению с прошлым годом. Люди, работающие в этой отрасли, связывают это с эпидемией коронавируса. В провинции Хэнань, одной из пшеничных житниц страны, государственные хранилища зерна закрыли систему онлайн-закупок. Причина в том, что трейдеры не желают продавать зерно по низким ценам, санкционированным государством.
В то же время Китай увеличивает закупки зерна за границей. Только в июне он импортировал 910 тыс. т пшеницы. Это почти вдвое больше, чем в прошлом году. При этом китайские аналитики напоминают, что поставки сельхозпродукции – это важная часть первой фазы торговой сделки, заключенной между Пекином и Вашингтоном. Эксперты из сельскохозяйственной инвестиционной группы в провинции Хэйлунцзян в своем исследовании пишут, что США могут развернуть «продовольственную войну», обрезав поставки в Китай. Это будет война более беспощадная, чем война торговая.
В беседе с «НГ» Александр Ломанов, заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, отметил: «В Китае при Си Цзиньпине было развернуто движение «чистых тарелок», то есть борьба за то, чтобы посетитель ресторана съедал все до конца, не оставляя ничего. На столах в точках общепита установлены таблички: «Не набирай лишнего, избегай пустой траты еды». У этой кампании две подоплеки. С одной стороны, это морально-этическое воспитание. Ведь китайцам свойственен на банкетах огромный перерасход еды. Поэтому гости стали говорить официантам, чтобы они упаковывали недоеденное в коробочки и уносили домой. Власть как бы напоминает людям о социальной солидарности, о том, что есть еще бедные, которым не хватает еды».
С другой стороны, это движение обрело новый смысл. «Города разрастаются, строятся новые поселки, новая инфраструктура. Она строится за счет выведения из оборота сельскохозяйственной земли. Поэтому правительство говорит, что должна быть зарезервирована доля земли под сельское хозяйство, с тем чтобы сохранить продовольственную безопасность», – подчеркнул эксперт.
Что касается сообщений о том, что крестьяне или трейдеры придерживают зерно, то, как сказал Ломанов, в Китае давно колхозов (народных коммун) нет. Сравнивать с советской коллективизацией нельзя. Правительство решит эту проблему рыночными методами. Ранее Китай закупал очень много пищевых продуктов – и сои, и мяса за рубежом. В связи с обострением отношений с США есть желание эти закупки уменьшить. Но бояться, что США сами их обрубят, не стоит. У президента США Дональда Трампа выборы на носу, и он не станет огорчать своих избирателей-фермеров. Ради них в прошлом году согласовывали с Китаем первую фазу торговой сделки.
«Рост внутренних цен в Китае открывает хорошие перспективы и для российского экспорта. Проблема тут в том, во-первых, что Россия не может предложить Китаю продукции, например сои, в тех количествах, которые нужны китайскому рынку. Во-вторых, нужно, чтобы наша продукция соответствовала китайским сельскохозяйственным стандартам», – заключил Ломанов.
комментарии(0)