Сергей Лавров и Хайко Маас провели переговоры в Москве после длительного перерыва, вызванного пандемией. Фото Reuters
В Москве прошли переговоры главы МИД РФ Сергея Лаврова с немецким коллегой Хайко Маасом. Министры высказались за интенсификацию диалога, несмотря на серьезные расхождения во взглядах на многие актуальные проблемы. Маас встал на защиту суверенитета Берлина в энерговопросах.
«НГ» уже сообщала о программе визита немецкого министра (см. номер от 10.08.20). Во вторник состоялась первая личная встреча двух министров со времени начала пандемии коронавируса. Список тем, предложенных для обсуждения в Москве, вторая программа немецкого телевидения ZDF обозначила как конфликтные. Один их перечень вызывает сомнения, что за час-полтора, в течение которых Маас беседовал с Лавровым, возможно дать на них ответы или найти приемлемые решения.
В этом списке – конфликт на востоке Украины, сирийский кризис, отношения с Ираном, Ливия, сотрудничество с Москвой в Совете Безопасности ООН и, разумеется, развитие российско-германских отношений. В связи с этим важной темой переговоров стало решение вопроса об открытии границ двух государств после преодоления последствий пандемии коронавируса. Глава Российско-германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп, отмечает ZDF, потребовал преодоления «мертвой зоны», образовавшейся с марта в контактах представителей делового мира двух стран вследствие COVID-19.
Судя по всему, большое место в беседе заняли вопросы, связанные с прошлогодним убийством чеченского беженца в берлинском Тиргартене и обвинениями России в организации кибератак против немецких учреждений. Они были затронуты Маасом прежде всего потому, что вызывают в Германии огромный резонанс. Это и нашло отражение в выступлении немецкого министра на пресс-конференции по итогам переговоров. Как считает Маас, возможные новые меры реагирования ФРГ в связи с убийством в Тиргартене зависят от самого следственного процесса и от того, какие обстоятельства выяснятся в ходе него.
С точки зрения Лаврова, многие каналы общения, которые могли бы способствовать прояснению названных проблем, были закрыты Германией и ЕС после 2014 года. А они могли бы способствовать раскрытию выдвинутых взаимных обвинений. В частности, это касается так называемых кибератак. Маас рассчитывает, что киберсанкции за хакерскую атаку на Бундестаг в 2015 году будут наложены на граждан России после летних каникул, и сейчас это предложение проходит процедуру согласования, предусмотренную в ЕС.
В свою очередь, Лавров назвал 75 атак на российские государственные сегменты, которые исходили с территории Германии. В связи с этим он высказал удовлетворение готовностью немецкой стороны рассмотреть возможность возврата к практике межведомственных консультаций по вопросам международной информационной безопасности, замороженные в 2018 году.
Лавров отметил традиционно насыщенное политическое взаимодействие двух стран, подчеркнув, что сегодня оно приобретает особое значение, учитывая момент сотрудничества двух стран в Совете Безопасности. В пользу этого свидетельствует ряд пожеланий, высказанных Маасом. К ним относится призыв к Москве «использовать свое влияние для проведения демократических выборов в областях, неподконтрольных украинскому правительству. Поскольку, по мнению Берлина, таких условий, предусмотренных Минскими соглашениями, сейчас нет.
Несомненно, заслуживает внимания ряд вопросов, затронутых Маасом в интервью российским СМИ, которые касаются продления Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) и ситуации, складывающейся вокруг реализации проекта «Северный поток – 2». Он назвал «критическим для глобальной безопасности вопрос скорейшего продления Россией и США Договора СВН-3» и считает, что его пролонгация поможет подключить КНР к переговорам. Кроме того, Маас отметил, что ФРГ считает ошибкой выход США из Договора по открытому небу.
Он подчеркнул несогласие правительства ФРГ с американскими санкциями по «Северному потоку – 2» и подчеркнул, что в Европе самостоятельно решают, где приобретать энергоносители. Такой подход Германии высоко оценил Лавров. «Мы ценим принципиальную позицию Берлина в поддержку этой исключительно коммерческой инициативы», – отметил он, добавив, что проект поможет диверсифицировать маршруты поставок природного газа и укрепить энергетическую безопасность Европы. По словам российского министра, строительство газопровода должно быть завершено в ближайшее время.
После переговоров с Лавровым Маас отправился в Санкт-Петербург. Там он принял участие в мероприятиях, посвященных памяти жертв блокады Ленинграда.
комментарии(0)