0
3313
Газета В мире Печатная версия

09.08.2020 19:23:00

В Ливане выбирают между войной и новым парламентом

Взрыв в порту Бейрута стал детонатором конфликта шиитов и суннитов

Тэги: ливан, бейрут, взрыв, война, власть, правительство, политика, шииты, суниты


ливан, бейрут, взрыв, война, власть, правительство, политика, шииты, суниты На площадь Мучеников вышли тысячи протестующих. Фото Reuters

Впервые после взрыва 4 августа в порту Бейрута в результате уличных столкновений на улицах ливанской столицы пролилась кровь. Сотни человек ранены, один погиб в ходе антиправительственных протестов, вылившихся в захваты государственных зданий, которые произошли в ночь с субботы на воскресенье. Не исключено, что это акт начинающейся гражданской войны, где шиитскому движению «Хезболла» будут противостоять местные сунниты и часть христианской общины.

В воскресенье истек пятидневный срок, который отвел правоохранительным органам премьер-министр Ливана Хасан Дияб на проведение расследования обстоятельств взрыва аммиачной селитры в порту Бейрута 4 августа. Число жертв этой трагедии, по последним данным, превысило 150 человек. Не дожидаясь воскресенья, Дияб заявил по местному телевидению, что всему виной – коррупция. Но коррупционерами, несущими ответственность за взрыв химиката, правительством, похоже, «назначены» работники порта. К воскресенью по делу о взрыве арестовано 16 человек, и высокопоставленных чиновников среди них нет.

Это вызвало бурное негодование оппозиции. Лидер партии «Катаиб» Сами Жмаэль призвал ливанцев выйти на улицы протестовать. Тысячи человек собрались в субботу вечером на площади Мучеников в центре Бейрута. Они выкрикивали антиправительственные лозунги, жгли портреты премьер-министра Хасана Дияба и президента Мишеля Ауна. Митинг очень скоро перерос в беспорядки. Протестующие пошли на штурм правительственных зданий. Были захвачены помещения Ассоциации банков Ливана, министерств экономики, энергетики и иностранных дел. Последнее здание протестующие попробовали объявить «штабом революции». В ситуацию вмешалась армия после ультиматума движения «Хезболла», где пообещали, что оно само наведет порядок, если этого не сделают военные. Огнестрельное оружие не использовалось. Против захватчиков, отбивавшихся камнями и палками, применены только слезоточивый газ и резиновые пули. Итог ночи: ранено свыше 700 человек, из них около 100 военных. Скончался полицейский.

Правительство считает, что армия действовала правильно. Аун заявил, что требование протестующих о проведении международного расследования взрыва удовлетворено не будет, так как это «пустая трата времени». Зато в воскресенье ушла в отставку министр информации Манал Абдель Саммат. Уход она объяснила тем, что «после ужаса бейрутской катастрофы» не может находиться на своей должности, и попросила у ливанцев прощения за то, что не оправдала их надежд.

Впрочем, ее уход можно объяснить и по-другому. Манал Абдель Саммат относится к общине друзов, которая заняла нейтралитет в намечающемся противостоянии, напоминающем о временах Гражданской войны 1975–1990 годов. «Правда, тогда противоборствующими сторонами были правохристианские группировки, в основном ориентирующиеся на маронитов, и местные мусульмане в целом. Сейчас линия конфликта проходит между шиитским движением «Хезболла» и суннитами. Христиане-марониты не едины. Часть во главе с Ауном ориентируется на «Хезболлу», часть – на Жмаэля и суннитов», – сказал «НГ» руководитель центра «Европа – Ближний Восток» Института Европы РАН Александр Шумилин.

Партия «Катаиб» – ключевой участник Гражданской войны 1975–1990 годов. Тогда она стояла на позициях агрессивного ливанского национализма и была настроена крайне антимусульмански. Теперь ситуация изменилась. В «Катаиб» входят не только христиане, но и мусульмане. Да и жена Сами Жмаэля, Карин Жмаэль – суннитка. При этом «Катаиб» откровенно враждебно относится к «Хезболле», обвиняя ее в том, что она несет ответственность за плачевную экономическую ситуацию. Та отвечает этой партии взаимностью. По ориентировочным подсчетам, в стране больше суннитов, чем шиитов. «Но дело не в численности потенциальных «штыков». Шииты лучше организованы. За Ауном и «Хезболлой» стоит Иран. Жмаэля и суннитов поддерживают монархии Персидского залива. Но они не так активно вмешиваются в ситуацию в Ливане, как Иран», – говорит Шумилин. Антиправительственные протесты в Бейруте поддержало посольство США. «Ливанский народ слишком много страдал и заслуживает того, чтобы его лидеры прислушались к нему и изменили курс», – говорится в его сообщении.

Хасан Дияб предлагает мирный выход из ситуации: досрочные парламентские выборы. Хотя в сущности того же требуют и протестующие, не факт, что голосование успокоит страсти, особенно если выяснится, что выборы расклад сил в стране кардинально не поменяли. Возможно, голосование – это запоздавший способ решения проблемы. Тем не менее Дияб заявил, что готов внести законопроект о досрочных выборах. Парламент его рассмотрит уже в ближайшее время. Правда, без партии «Катаиб». Ее депутаты в воскресенье ушли из парламента. В отставку подал и маронит, министр окружающей среды Дамианос Каттар – один из самых известных и уважаемых экономистов страны. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Олег Никифоров

Политикам не хватает времени на подготовку к досрочным выборам

0
2644
Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Граждане и сами не стремятся повышать уровень образования, и работодателям это не интересно

0
3087
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
1642
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
1674

Другие новости