Дуда вторично вступил в должность президента в условиях строгой санитарной безопасности. Фото с сайта www.president.pl
В четверг выдвиженец партии власти «Закон и справедливость» (ЗиС) был приведен к присяге. Последней формальностью растянувшихся до 12 июля президентских выборов стало признание их законности Верховным судом, который объявил, что все рассмотренные нарушения во время избирательной кампании и голосования не повлияли на результат. Это означало, что ничего больше не мешает Дуде начать второй пятилетний срок президентства 6 августа.
Именно в этот день заканчивались полномочия действующего главы государства, и будь несостоявшиеся 10 мая выборы перенесены еще хотя бы на неделю позже 12 июля, то Польша могла бы остаться без президента (см. «НГ» от 01.06.20). Но уложились, что называется, день в день.
Церемония вступления в должность растянулась почти на весь день, поскольку состояла из пяти основных действий в разных местах Варшавы. Сначала присяга в здании Сейма, потом рапорт командира столичного гарнизона и начальника Службы госохраны перед президентским дворцом. Далее – месса в Архиерейской базилике св. Иоанна Крестителя, торжественный обряд в Королевском замке и, наконец, принятие командования вооруженными силами на площади Пилсудского.
Как и предполагалось, наиболее обсуждаемым и интригующим стало первое действие – приведение к присяге перед Национальным собранием, которое созывается в исключительных случаях. Это массовое парламентское мероприятие: 460 депутатов, 100 сенаторов, десятки важных гостей с обязательным приглашением бывших президентов и премьер-министров, маршалов Сейма и Сената, дипломатический корпус. Все это было под большим знаком вопроса. Пандемия в последние дни стала резко ухудшать статистику COVID-19 – на этой неделе в инфицированные попали сразу несколько парламентариев, и пришлось даже переносить заседания обеих палат. Но инаугурацию откладывать было нельзя. Поэтому были приведены в полную готовность службы санитарной безопасности: тестирование, замер температуры, само собой – маски, перчатки и санитайзеры. Исключение было сделано только для Дуды: ему было позволено выступить без маски, но на социальной дистанции не менее 2 м.
Главным же показателем барометра инаугурации, за которым неустанно следили польские СМИ, стал пополняемый «список отсутствующих». Открыл его Лех Валенса. «Я не буду в этом участвовать. Не подал бы руку Анджею Дуде из-за фальсификации выборов. Удивляюсь Рафалу Тшасковскому, что он отправился в Президентский дворец. Это ошибка. Нельзя встречаться, подавать руку тому, кто совершил мошенничество», – сказал как отрезал экс-президент. Услышал ли это главный соперник Дуды, но мэр Варшавы Рафал Тшасковский оправдал свое отсутствие на церемонии так: «Я не член Национального собрания, меня нет в Варшаве, и потом я обещал детям, что займусь ими, потому что работал по многим выходным без перерыва».
Еще один бывший президент Бронислав Коморовский прячется, как признался, от коронавируса: «Не собираюсь рисковать заразиться во время присяги». В свою очередь, экс-премьер Лешек Миллер напомнил, что глава государства не сохранял верность Конституции, а потому он не хочет ему аплодировать. О своем отсутствии заранее проинформировали бывший глава правительства и дипломатии Влодзимеж Чимошевич, а также экс-маршал Сейма и бывший глава МИДа Радослав Сикорский. Проигнорировали инаугурацию и несколько нынешних депутатов и сенаторов, среди которых Гжегож Схетына и Томаш Семоняк. Есть и такие, кто счел обидой орфографическую ошибку в имени на конверте с приглашением и отказался от него.
Из бывших президентов замечен был только Александр Квасьневский: «Мое присутствие исходит из уважения к государству, должности президента и избирателям, которые пошли на выборы».
Только накануне фракция оппозиционной Гражданской коалиции приняла решение, что для участия в Национальном собрании направит небольшую делегацию под руководством спикера Сената Томаша Гродзкого и вице-спикера Сейма Малгожаты Кидавы-Блоньской. «Президентские выборы не были свободными и равными, они не соответствовали стандартам честных выборов, в связи с этим мы не будем (как фракция) принимать участие при вступлении Анджея Дуды в должность президента», – пояснил зампредседателя фракции Роберт Кропивницкий.
Перед инаугурацией на сайте главы государства были размещены обширные материалы, рассказывающие о первых пяти годах правления Дуды. Сам президент хвалебно представил свой первый срок: «Я горжусь тем, что удалось достичь». Однако многие независимые аналитики далеки от признания успеха президентства Дуды. Директор Центра стратегического анализа Витольд Юраш считает пока весьма скромными его достижения во внешней политике, но замечает: «Есть, правда, предпосылки, позволяющие с некоторым оптимизмом ожидать второго срока президента, но это все-таки лишь мизерные основания для надежд».
Отдельно политолог критикует отношения Польши с соседями на Востоке. В восточной политике президент не сделал ничего, чтобы противодействовать ухудшению отношений с Украиной. Также ничего не известно о его активной роли на белорусском направлении. На российском направлении Дуда своими многочисленными высказываниями только подливал масла в огонь. Хотя именно Россия, по мнению эксперта, проводит агрессивную внешнюю политику. «Анджей Дуда благодаря тому, что ему удалось выиграть второй раз президентские выборы, имеет шанс войти в историю кем-то больше, чем только исполнитель воли Ярослава Качиньского (лидер ЗиС. – «НГ»)», – отмечает Юраш.
Дуда в своем выступлении, которое многие восприняли как продолжение избирательной кампании, впрямую не касался внешней политики, но международные отношения так или иначе просматривались в его тезисах. Он заявил, что будет «президентом всех дел», назвав пять ключевых из них: семья, безопасность, работа, инвестиции и достоинство.
Инаугурация запомнится невиданными пустотами в зале пленарных заседаний Сейма. Привлек внимание карнавал малочисленных депутатов левых сил, которые выделялись одеждами радужных цветов, символизирующих ЛГБТ. При этом слуги народа держали в руках Конституцию, положения которой противоречат идеологии нетрадиционного меньшинства. Бросился в глаза развернутый перед Дудой транспарант: «Клятвопреступник».
комментарии(0)