Фото Pixabay.com
Крупные российские предприниматели использовали рынок произведений искусства, чтобы избежать американских санкций, говорится в расследовании комитета Сената по внутренней безопасности и государственным делам. Предполагаемая теневая схема, по словам сенаторов, стала возможна благодаря отсутствию четкого регулирования арт-рынка в Соединенных Штатах. Теперь, судя по всему, индустрию ждет существенное изменение правил.
Расследование алгоритма уклонения от американских санкций за счёт рынка искусства курировали сенаторы Роберт Портман (Республиканская партия) и Томас Карпер (Демократическая партия), которые захотели проверить эффективность механизма рестрикций против Кремля. Изучение заняло почти два года. Законодателям удалось отследить путь произведений искусства общей стоимостью в $18 млн – от американских аукционных домов и частных продавцов к нескольким компаниям, которые, как утверждается, связаны с крупным российскими бизнесменами, чьи активы в американской юрисдикции были заморожены ещё в марте 2014 года.
В исследовании, которое занимает 150 страниц, цитируется более миллиона официальных документов, беседы, проведённые с двумя десятками заинтересованных людей и ответы от четырёх крупнейших аукционных домов США.
Авторы расследования утверждают, что российская элита и связанные с ней люди могли использовать три подставные компании для того, чтобы вложить активы в дорогостоящие произведения искусства. Как утверждается, бизнесмены при этом «пытались скрыть своё участие в арт-рынке», прячась за фигуру московского арт-консультанта, гражданина США. Сам консультант, как говорится в 150-страничном расследовании, использовал подставную компанию для совершения покупок. Участникам расследования удалось проследить продажу произведений Рене Магритта и Марка Шагала. Представители арт-консультанта отрицают его причастность к предполагаемой схеме, однако утверждают, что расследование помешало работе дилера.
Ведущие аукционные дома уже заявили, что не считают действия консультанта необычными. Собеседник из Sotheby's сказал, что дилер был основным покупателем произведений искусства: он приобретал их на своё имя и использовал средства со своего банковского счёта. По признанию Sotheby's, аукционный дом не имел законных полномочий требовать раскрытия источников этих средств. Главный адвокат Christie's, в свою очередь, сообщил, что покупки арт-консультанта «вписываются» в общее «понимание его профиля и транзакций». Однако в Сенате говорят, что «отслеживали средства, использованные для покупки произведений искусства в разных юрисдикциях, счетах и финансовых учреждениях», и обнаружили, что средства российских бизнесменов в целом шли по одному и тому же пути до и после санкций.
Компаниям, базирующимся в США, по закону запрещено иметь какие-либо финансовые отношения с попавшими под санкции лицами. Однако продавцы произведений искусства не обязаны спрашивать личность покупателя, чтобы заключить сделку: на рынок не распространяются законы о раскрытии информации. Опрошенные деловым изданием Wall Street Journal эксперты описывают арт-рынок как «идеальную площадку для отмывания денег», учитывая его непрозрачную культуру и правила. Вероятно, теперь эту индустрию в США ждут серьезные изменения.
комментарии(0)