Фото Gettyimages
В среду в антимонопольном комитете при Палате представителей Конгресса США прошли слушания с участием руководителей четырех крупнейших технологических компаний. Конгрессмены провели предварительное расследование, а имеющаяся информация может привести к многомиллиардным штрафам. Поэтому свидетельские показания могли стать, по сути, допросом.
С конгрессменами о возможных фактах недобросовестной конкуренции говорили глава Alphabet и Google Сундар Пичаи, основатель Facebook Марк Цукерберг, глава Apple Тим Кук и руководитель платформы интернет-коммерции Amazon Джефф Безос. Беседа проходила в формате видеоконференции из-за усилившейся в США пандемии.
Wall Street Journal пишет, что монополизацию рынка IT чаще критикуют демократы, но и республиканцы тоже высказывают свое беспокойство по поводу слабой конкуренции. Вопросы к участникам поступали самые разные: от содержания контента до возможного иностранного вмешательства в выборы.
А поговорить явно было о чем: подкомитет проводил расследование 13 месяцев, и у него накопилось более миллиона документов от затронутых компаний и их конкурентов, включая переписку руководителей, уверяют помощники конгрессменов. У ряда законодателей с бизнесменами уже прошли предварительные беседы.
Для 56-летнего Безоса, старающегося держаться в тени, общение с конгрессменами, в отличие от глав трех других гигантов, стало дебютным. Причем он согласился свидетельствовать лишь при условии совместного выступления с коллегами, что должно было снизить давление. Безос на 29 июля, по данным Forbes, имеет состояние в 176 млрд долл., однако часть этих денег могла быть заработана спорными методами.
Amazon обвиняют в использовании сотрудниками данных продавцов, сбывающих продукцию на платформе Amazon. Конечная цель: понять преимущества продавцов-клиентов и создать свою собственную продукцию, способную навязать им конкуренцию.
Проблема заключается в том, что Amazon не только предоставляет услуги посредника между продавцом и покупателем, но и имеет собственные линейки товаров, которые покупателям могут предлагаться в первую очередь.
Эта ситуация довольно наглядно показывает преимущества технологических гигантов в XXI веке: использование своих баз данных и искусственного интеллекта, недоступных малому и среднему бизнесу, снижает эффективность удачных решений небольших фирм, а финансовые возможности крупных корпораций позволяют им провести новые идеи в жизнь и повысить их качество до нужного уровня. А Google и Amazon ко всему прочему могут позволить себе предложить услугу или товар покупателю раньше конкурентов.
Поэтому угроза монополизации рынков становится все ощутимее. А реальное обеспечение конфиденциальности данных – одна из ключевых проблем современности. Неслучайно специалисты по защите информации становятся все более востребованными.
Более понятные, хотя все равно запутанные претензии имеются к Google. За манипулирование результатами поисковой системы и закупку рекламы на сайте для своих же проектов электронной коммерции крупнейший продавец мест под рекламу получил штраф от Евросоюза в размере 2,7 млрд долл. в 2017 году. А годом позднее Еврокомиссия оштрафовала компанию еще на 4,3 млрд евро за незаконные ограничения для производителей телефонов на платформе Android и для мобильных операторов ради продвижения своей поисковой системы. Схожие обвинения возможны теперь и со стороны Министерства юстиции США, причем уже этим летом.
К Facebook возникли вопросы по поводу контента и принципиальной позиции компании в защите свободы слова, из-за которой детище Цукерберга уже оказалось под бойкотом многих компаний, отказавшихся в июле от рекламы в соцсети. Но возможно, более активно обсуждалась стратегия поглощения конкурентов. Например, в 2014 году Facebook Inc. купила WhatsApp за 16 млрд долл., а за два года до этого приобрела Instagram за 1 млрд. Через шесть лет цена приложения по обмену фотографиями и видеороликами выросла в 100 раз.
К тому же раз за разом Facebook сталкивается с обвинениями в торговле данными, а периодически информация о пользователях соцсети утекает в открытый доступ. Правда, ущерб при этом парадоксальным образом возмещается не пользователям, а в бюджет США.
По сравнению с коллегами положение Тима Кука выглядит не столь удручающим: Apple пока критикуют лишь за то, что в приложении App Store явное предпочтение отдается продукции самой Apple, а продукты конкурентов не допускаются. Также ряд разработчиков приложений жалуются на принуждение к использованию платежной системы Apple.
Вряд ли конгрессмены решат нанести серьезный урон компаниям своей страны, двигающим экономику и имидж США вперед. Однако необходимость разработки нового антимонопольного законодательства становится все более очевидной. Пока же технологические гиганты чувствуют себя превосходно с учетом того, как тщательно их интересы на мировом рынке защищает угрозами тарифных войн президент Дональд Трамп.
комментарии(0)