Консультации двух стран в Вене пока не сделали мир безопаснее. Фото с сайта www.navy.mil
В рамках консультаций России и Соединенных Штатов в Вене во вторник начались заседания совместной рабочей группы по доктринам и потенциалам. Встреча в австрийской столице – первая со времен «перезагрузки» десятилетней давности попытка двух государств договориться по имеющимся спорным вопросам, которые касаются сферы безопасности. Хотя начало дискуссий было оценено положительно, по крайней мере российской стороной, эксперты сомневаются в том, что удастся достичь какого-либо результата.
Переговоры, срок окончания которых – 30 июля, идут в рамках трех рабочих групп. Договоренность об их создании была достигнута еще в июне на длившейся 10 часов встрече по вопросам стратегической стабильности там же, в Вене.
Российскую делегацию тогда возглавлял замминистра иностранных дел Сергей Рябков, американскую – спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли.
Первая группа, по безопасности в космосе, начала работу в понедельник. Сообщалось, что с американской стороны в них участвовали представители Пентагона, Госдепартамента, Министерства энергетики и Совета по национальной безопасности. Биллингсли в своем Twitter ранее написал, что развертывание противоспутникового оружия, то есть тема рабочей группы по космосу, является ключевым для всех переговоров в Вене. «Это будет главный вопрос», – написал он 24 июля.
Деятельность рабочей группы по безопасности в космосе постпред России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов оценил в почти восторженных выражениях. «Я не помню ни одного случая за последние 10 лет, когда проходили бы российско-американские консультации столь продолжительные и содержательно насыщенные, предметные. Не просто болтовня, а столь конкретные вопросы», – цитирует его Интерфакс. Но о конкретных результатах не сообщалось. В частности, не ясно, удалось ли достичь договоренности о создании канала связи по пресечению инцидентов в космосе. Ранее с такой инициативой выступили США. Заявлялось, что она как раз будет прорабатываться в Вене. По сообщению ТАСС, участники консультаций решили не делать заявлений для прессы. Известно лишь, что российскую делегацию на переговорах в Вене возглавляет заместитель директора департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями (ДНКВ) МИД РФ Владимир Леонтьев.
С 28 июля началась работа самых сложных с точки зрения возможности достижения какого-либо результата рабочих групп – по доктринам и потенциалам, а также по транспарентности и верификации. В центре внимания – система договоров по международной безопасности, которая сейчас трещит по швам. Так, стороны не могут не затронуть судьбу российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), который истекает в 2021 году и регулирует численность ядерных арсеналов двух стран. Здесь Москва и Вашингтон занимают трудно совместимые позиции. Россия считает, что предпочтительнее, чтобы договор просто продлили. США полагают, что нужен новый договор и только с участием Китая.
А Китай выступает против. Главный аргумент КНР заключается в том, что у США и России значительно больше ядерного оружия, а следовательно, сокращение арсеналов поставит Пекин в очень невыгодное положение. Переговоры в Вене пришлись отнюдь не на то время, когда от Китая можно ожидать уступок. В день начала консультаций, 27 июля, КНР закрыла генконсульство США в Чэнду. Это стало ответом на закрытие 21 июля генконсульства Китая в Хьюстоне. И без этого показательного демарша переговоры в Вене по ДСНВ имели все шансы для того, чтобы стать безрезультатными. В июне Дональд Трамп, по рейтингам, не сильно отставал от своего конкурента по избирательной кампании Джозефа Байдена. Поэтому переговоры в Вене выглядели как заявка на перемены во внешнеполитическом курсе на его втором президентском сроке. Теперь разрыв между Трампом и Байденом стал очень значительным. Если президент США сменится, переговоры по ДСНВ придется начинать с нуля. Во всяком случае, Байден допускает возможность простого продления договора, без подключения к нему Китая.
«Говорят, умерь свои желания и будешь счастлив. Уже хорошо, что такие консультации проходят. Это само по себе большое достижение. Что касается конкретных результатов, то тут я не очень большой оптимист. Я не надеюсь на какие-то существенные прорывы», – поделился своим мнением с «НГ» руководитель Центра российско-американских отношений Института США и Канады РАН Павел Подлесный.
комментарии(0)