0
9475
Газета В мире Печатная версия

22.07.2020 20:00:00

В Африке оборвался китайский "Пояс и путь"

Экономические проекты КНР на Черном континенте вынужденно сворачиваются

Тэги: африка, замбия, кения, проекты, неудачи, китай, пандемия, коронавирус

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

африка, замбия, кения, проекты, неудачи, китай, пандемия, коронавирус Проект строительства железной дороги в Кении может стать самой большой неудачей Китая в Африке. Фото со страницы China Xinhua News в Twitter

Президент Замбии Эдгар Лунгу обратился к председателю КНР Си Цзиньпину с просьбой о списании долгов своей страны из-за пандемии коронавируса. Эта страна – один из крупнейших должников Китая в Африке. КНР, охотно вкладывавшая средства в государства континента, теперь вынуждена пересматривать свою политику.

Случаев заболеваний коронавирусом в Замбии сравнительно немного: около 3 тыс. на 17 млн населения. Однако динамика, как много где в африканских странах, негативная. Поэтому, как сообщил офис Лунгу, президент призвал Си Цзиньпина облегчить долговое бремя, чтобы Замбия смогла сконцентрироваться на «борьбе с пандемией и стимулировании экономики». Только на проектное финансирование в этой африканской стране Китай потратил, по различным оценкам, от 3 до 9 млрд долл. 

Щедрое финансирование Замбии объясняется тем, что эта страна обладает одними из крупнейших в мире запасов меди. Их разработку ведут китайские компании.

Точные размеры инвестиций КНР в Африке – вопрос дискуссионный. Китай весьма активно пользуется немногими оставшимися в мире офшорами для вложения денег в экономику государств континента. Экономической экспансии КНР в Африке немало способствовало то, что эта страна в отличие от США и европейских государств никогда не увязывала экономические и политические вопросы. Пекину было безразлично, соблюдает или нет тот или иной африканский лидер права человека, соответствует ли его режим демократическим стандартам или не соответствует. Главное, чтобы сотрудничество было выгодно Китаю – не сейчас, так в перспективе.

До недавнего времени значительных провалов на континенте у КНР не было. Но с началом пандемии Китай преследуют неудачи.

Самый значительный неуспех последнего времени – в Кении. Он связан с проектом железной дороги стандартной колеи Момбаса–Найроби (Kenya’s Standard Gauge Railway, SGR). Ее строительство обошлось в 3,2 млрд долл. Эта железная дорога – важный элемент африканской части глобального китайского проекта «Пояс и путь». Не далее как 18 июня на саммите Китай–Африка Си Цзиньпин подчеркнул важность перевозок по ней в период коронавируса. Однако уже 23 июня Апелляционный суд Кении вынес решение о признании контракта на строительство железной дороги незаконным.

Иск против проекта шесть лет назад подали известный кенийский гражданский активист Окия Омтата и ассоциация местных адвокатов. Они требовали остановить строительство, так как оно, как утверждали истцы, проводится с грубыми нарушениями закона. В иске обращалось внимание на то, что, хотя речь шла о государственном контракте, тендер фактически не был проведен.

В 2014 году иск был отклонен. Судьи посчитали, что Окия Омтата и кенийские юристы нарушили закон, так как в обеспечение иска представили документы, имеющие гриф «секретно». Но теперь иск удовлетворен.

Кения оказалась в сложной ситуации. Страна имеет большой долг перед КНР. В то же время сам контракт по строительству железной дороги составлен таким образом, что, если Кения не выполнит по нему свои обязательства, китайский банк может получить контроль над главным портом страны – Момбасой. Все это чрезвычайно затрудняет «бунт» Кении против Китая. Но объективные предпосылки для него есть. С началом пандемии правительство вынуждает предпринимателей пользоваться для перевозки грузов железной дорогой, а не более дешевыми автомобильными перевозками. Это и толкает бизнес к пересмотру контракта с китайцами.

Намечающаяся неудача кенийского проекта может иметь большой резонанс по всему континенту. У Китая в Африке немало конкурентов. Это не только США и европейские страны, но и Индия, которая прилагает немало усилий для экономического проникновения на континент. Пока КНР в целом свои позиции не сдает, но, как показали недавние события, ситуация может измениться.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
1012
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
1029
Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Договариваться об увеличении расходов на климатические изменения становится все сложнее

0
1080
На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
1664

Другие новости