Фото pixabay.com
Евросоюз принял рекордный бюджет и невиданные в истории организации антикризисные меры. Для этого потребовалось пять дней: столько длился саммит ЕС в Брюсселе, оказавшийся самым продолжительным за все время существования Объединенной Европы.
Историческим днем назвал вторник, 21 июля, президент Франции Эмманюэль Макрон. В этот день наконец-то были завершены долгие переговоры. Их итогом стало принятие семилетнего бюджета в размере 1 074,3 млрд евро и антикризисного фонда на 750 млрд евро, из которых 390 млрд распределяются в виде грантов, 360 млрд – в виде льготных кредитов. И то, и другое – меньше, чем изначально планировалось, но не намного. Бюджет, по первоначальной заявке Еврокомиссии, должен быть больше на 100 млрд евро. Примерно на такое же увеличение общей суммы грантов рассчитывали страны-потенциальные получатели помощи ЕС. Однако уже сам факт того, что саммит завершился договоренностью, можно считать общей победой европейцев.
Компромисс дался нелегко, прежде всего потому, что его условием были, по существу, безвозмездные траты одних стран ЕС в пользу других. На саммите образовалась неформальная коалиция европейских государств, не настолько пострадавших от кризиса, чтобы рассчитывать на получение помощи, и не настолько богатых, чтобы запросто отдавать миллиарды евро в общую копилку ЕС. Это Нидерланды, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия. Саммит превратился в долгие уговоры этой «пятерки», настаивавшей на максимальном снижении общей суммы грантов.
Условием уступок с их стороны стали жесткие правила расходования выделяемых по линии Евросоюза средств. Финансируемые из антикризисного фонда проекты, принимаемые на уровне национальных правительств, должны утверждаться Еврокомиссией и Советом ЕС. Таким образом, сделан существенный шаг на пути трансформации Евросоюза в принципиально иную структуру, близкую к единому государству, пусть и построенному на конфедеративных началах.
На саммите не стали превращать антикризисный фонд в инструмент политического давления на те или иные страны ЕС. А идея использовать меры по преодолению пандемии в качестве способа воздействия, например, на Венгрию, все более отклоняющуюся в своей внутренней политике от европейских стандартов, на саммите высказывалась.
Вместо этого решено финансировать из средств антикризисного фонда «зеленую» перестройку экономики ЕС, чего все больше требует общественное мнение стран Европы. На экологические проекты будет идти не менее 30% средств, выделяемых в качестве грантов и кредитов. Также, как сказал на пресс-конференции глава Совета ЕС Шарль Мишель, бюджет будет впервые в истории «напрямую привязан к задачам по климату». То есть, со стран, в наибольшей степени пострадавших от кризиса, будет снято бремя перестройки экономики в соответствии с тем, что в Евросоюзе называется «зеленой сделкой» - планов создания экологически безопасной среды обитания человека. Для стран Южной Европы, неоднократно жаловавшихся на неспособность соответствовать новым требованиям по охране экологии, это огромная помощь.
комментарии(0)