Президент Анджей Дуда не ожидал, что станет жертвой розыгрыша с политическими последствиями. Фото Reuters
В четверг глава МИД Польши Яцек Чапутович вынужден был объяснять скандальный казус, в который был вовлечен президент страны. Пранкеры Владимир Кузнецов и Алексей Столяров позвонили Анджею Дуде и, представившись генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем, провели с ним 12-минутную беседу. Разговор на английском языке Чапутович оценил как «дезинформационное действие России», целью которого могла быть ссора Польши и Украины.
Выложенная на YouTube «беседа президента с генсеком» стала главной новостью всех польских СМИ, затмив 610-летие Грюнвальдской битвы, которую в среду на поле сражения Дуда отмечал вместе с литовским президентом Гитанасом Науседой. Поначалу розыгрыш восприняли как искусно пародируемую «шутку комиков». Но когда аутентичность разговора была подтверждена канцелярией президентского дворца, реакция на него приняла серьезный оборот.
Вполне естественно, беседа началась с поздравления с «впечатляющей победой» Дуды на президентских выборах. Затем разговор пошел о коронавирусе и его влиянии на голосование. После некоторой паузы Дуда сказал, что угрозы выборам не было, ситуация под контролем. А про источник заражения предположил, что это «может быть Украина, у нас много людей из Украины».
Дуда отверг опасения насчет дискриминации ЛГБТ: «Я уважаю каждого человека». Его собеседник посочувствовал, что много приходится бороться с памятниками Красной армии, но услышал в ответ, что «есть только несколько случаев, и это небольшая проблема». Конфликт с российским президентом Дуда охарактеризовал так: «У нас с господином Путиным дискуссия об истории. Он обвинил нас в развязывании Второй мировой войны». При напоминании о вкладе России в победу польский президент сказал: «Знаю об этом очень хорошо. Проблема в том, что они также оккупировали нашу страну после Второй мировой войны».
«Вы не хотите вернуть территории на Украине? Львов, другие города. Там многие вас поддерживают», – прозвучал неожиданный вопрос. «Это территории Украины. Это в Польше не обсуждается и не является предметом политической дискуссии. Ни одна политическая сила об этом не говорит. У нас очень хорошие отношения с Украиной. Мы поддерживаем их», – решительно ответил Дуда. Позвонивший выразил надежду на сотрудничество с ООН и Дональдом Трампом. «Все будет хорошо, господин генеральный секретарь», – заверил президент Польши и улыбнулся на пожелание провести вечер с «Зубровкой».
После того как директор пресс-службы канцелярии президента Марчин Кендрына заявил, что запись разговора российских пранкеров с Дудой является подлинной, а собеседники были проверены польским представительством при ООН, польские спецслужбы начали выяснять обстоятельства ее появления. Как получилось, что случайные люди смогли лично связаться с президентом по его мобильному телефону во время его нахождения, как он сам сказал, в «Центральной Польше». «Действительно, кто-то подвел. Знаем кто, это человек в представительстве Польши в ООН. Этот человек подтвердил достоверность телефона», – заявил глава МВД и координатор спецслужб Мариуш Каминьский.
Как замечают публицисты портала Onet, в «подставе» главы государства не захотели признаваться ни канцелярия президента, ни МИД. Почти сразу между ними началось взаимное перекладывание ответственности. Следы продолжили искать в дипломатическом представительстве Польши в Нью-Йорке. Появились утверждения, будто оттуда дважды приходили в канцелярию президента заверения о позитивной проверке запроса на беседу. В нежелании взять вину на себя увидели трения между канцелярией президента и внешнеполитическим ведомством. Точнее, персональный конфликт. Якобы, глава кабинета президента Польши Кшиштоф Щерский давно хочет занять пост министра иностранных дел, а признание вины за этот инцидент может перечеркнуть его политические устремления. Как бы то ни было, Чапутович не отрицает, что был прямой контакт канцелярии президента с диппредставительством. «Но хочу сказать, что ответы президента были правильными и у Польши не возникли какие-либо недоразумения ни с одним государством. С точки зрения внешней политики и содержания разговора никаких упреков», – отметил глава МИДа. Сам Дуда дает уклончивые комментарии. «По ходу разговора я понял, что что-то не так. Генеральный секретарь не так хорошо произносит слово «Зубровка», хотя голос был очень похож», – написал президент в Twitter.
комментарии(0)