На фото Саад аль-Джабри. Фото middleeastmonitor.com
В США растет лоббистская кампания в поддержку саудовцев, преследуемых на родине. Издание New York Times насчитало несколько влиятельных семей, которые за последнее время попытались обратиться к лоббистам в Вашингтоне за помощью в процессе освобождения попавших в беду родственников. В числе тех, кто ищет поддержки, – бежавший в Канаду экс-помощник главы саудовского МВД Саад аль-Джабри, который, как считается, посвящен в секреты королевской семьи.
О том, что один из сыновей аль-Джабри Халед, проживающий вместе с отцом в Канаде, обратился к услугам американских лоббистов, стало известно недавно. New York Times сообщает, что он нанял бывшего представителя предвыборного штаба Дональда Трампа Барри Беннета, чтобы, как гласят официальные документы, «добиться эмиграции иностранных граждан по гуманитарным соображениям». Речь идет, вероятно, о взрослых детях аль-Джабри, оставшихся в Саудовской Аравии, несмотря на то что отец несколько лет назад принял решение эмигрировать. Как объясняет Халед, в марте его брата и сестру задержали в Эр-Рияде спецслужбы. Это может быть попыткой властей вернуть аль-Джабри домой.
Саад аль-Джабри был правой рукой экс-главы МВД, принца Мухаммеда бин Найефа, который, согласно появившимся в марте сообщениям, сам стал жертвой преследования со стороны саудовских силовиков. Источники Би-би-си из бывших сотрудников западной разведки говорят, что аль-Джабри принадлежат успехи в борьбе с ответвлением «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) на Аравийском полуострове. «Аль-Джабри преобразил саудовские усилия по борьбе с терроризмом, – говорит собеседник Би-би-си. – Он превратил их из жестокой, основанной на получении признательных показаний системы в систему, которая использовала современные методы криминалистики и компьютерный анализ данных».
По мнению экспертов, Саад аль-Джабри может знать слишком много о правящем доме, чтобы наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Сальман позволил ему остаться на свободе. Сотрудник Брукингского института Брюс Ридель выразил в разговоре с New York Times уверенность, что высокая должность в МВД дала саудовскому диссиденту доступ к информации о любых коррупционных схемах, которые могли использовать члены королевской семьи, и других преступлениях. Официально же Эр-Рияд обвиняет аль-Джабри в использовании служебного положения для обогащения.
К услугам влиятельных лоббистов в Вашингтоне попытались обратиться представители принцессы Басмы бинт Сауд – племянницы нынешнего короля, которая находится под стражей в саудовской тюрьме Аль-Хайер с дочерью. Однако с этим возникли трудности. В прошлом месяце она попыталась обратиться к своему дяде с просьбой о помиловании. Причиной стало состояние здоровья. После этого власти королевства, по сообщениям, заморозили все счета принцессы. Это, как пишет New York Times, сделало невозможной задумку с наймом лоббистской конторы.
Более удачливыми оказались американские представители принца Сальмана бин Абдулазиза, который подвергся в 2018-м преследованию в рамках «антикоррупционной кампании» против членов королевской семьи. Один из его советников заключил накануне контракт на 2 млн долл. с известным американским лоббистом Робертом Стриком, который, как считается, близок к людям в администрации Трампа, отвечающим за формирование внешней политики. Цель договоренностей – освобождение принца, обвинения против которого, как утверждается, могли стать результатом личной неприязни наследника саудовского престола.
Лоббизм своих интересов в США при помощи профессиональных консультантов – это то, к чему часто прибегает сам правящий дом. По данным организации Foreign Lobby Watch, королевство занимает третье место среди государств Ближнего Востока (после Израиля и Катара), которые таким образом вкладываются в формирование внешней политики США. За последнее десятилетие королевская династия вложила свыше 100 млн долл. в работу лоббистских бюро и специалистов по связям с общественностью, писал исследователь Митчелл Бард в своей книге «Арабское лобби». Влияние Эр-Рияда в США не смогло подорвать даже скандальное дело убитого в Стамбуле оппозиционного журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году.
Позиции саудовского истеблишмента в Вашингтоне стали неустойчивыми в связи с последствиями необдуманной нефтяной войны, которые напрямую коснулись американских производителей. На фоне скандала вокруг перенасыщения рынков дешевой нефтью стало возможным сокращение в королевстве военного присутствия США, которое было критически важным с точки зрения защиты от «иранской угрозы». Изменившийся контекст американо-саудовских отношений дает основания предполагать, что призывы условной саудовской оппозиции могут отчасти ослабить хватку саудовских властей.
комментарии(0)