Фото Libyan National Army
Заявление командующего Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифы Хафтара о «переходе» власти в Ливии в его руки вызвало неодобрение в России, которая в начале этого года пыталась выступить гарантом урегулирования конфликта. Военачальник объявил не только об усилении своих полномочий, но и фактически об отказе от дипломатического процесса под эгидой ООН. Противоположная сторона в лице Правительства национального согласия (ПНС) назвала обращение Хафтара попыткой государственного переворота.
Президентский совет ПНС сообщил, что «рассматривает заявление Хафтара как очередной фарс, который представляет собой новый переворот в серии путчей, начавшейся несколько лет назад». В Триполи указали, что шаг Хафтара «против политического соглашения и государственных структур страны не стал неожиданностью».
Командующий ЛНА, по мнению ПНС, «пытается скрыть поражения своей армии и свои авторитарные планы». В то же время Президентский совет призвал депутатов восточно-ливийского парламента, на который до настоящего времени опирался Хафтар, присоединиться к коллегам из парламента в Триполи, «чтобы начать конструктивный диалог и продолжить движение страны по пути демократии».
В своем видеообращении к нации военачальник, чьи силы контролируют восток Ливии, сообщил, что в соответствии с волей народа «принимает на себя руководство страной и объявляет о прекращении действия Схиратского соглашения». Документ, который также носит название Ливийского политического соглашения, был подписан пять лет назад в Марокко с помощью международных посредников. Схиратское соглашение базируется на мирном плане ООН, который предусматривает создание в Триполи таких органов власти, как Правительство национального согласия и Президентский совет. Командующий ЛНА сказал, что договоренности фактически разрушили страну, а «теперь стали частью темного прошлого».
За последние недели войска Хафтара понесли тяжелые поражения, уступив силам ПНС контроль над территорией вдоль побережья Средиземного моря – от Триполи до граничащих с Тунисом районов. Активизация сил главы ПНС Фаиза Сараджа связана с необходимостью освободить для турецких поставок транзитные маршруты. ПНС пообещало очистить от ЛНА стратегически важный город Тархуна, который использовался как перевалочный пункт и логистический центр для организации нападений на ливийскую столицу, и овладеть районами на границе с Чадом и Нигером. Глава базирующегося в Триполи Высшего госсовета Ливии Халед Мишри угрожал, что командование ЛНА падет в священный для мусульман месяц Рамадан.
Комментируя выступление Хафтара, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков подчеркнул: «В Москве по-прежнему убеждены, что единственное возможное урегулирование в Ливии может быть на политико-дипломатических рельсах». А дипведомство России высказало недовольство самоназванным фельдмаршалом. «Мы не одобряли недавнее заявление господина Сараджа, который отказывался разговаривать с фельдмаршалом Хафтаром, и мы не одобряем заявление о том, что теперь фельдмаршал Хафтар будет единолично решать, как жить ливийскому народу», – сказал глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам неформального заседания совета министров иностранных дел БРИКС в формате видеоконференции.
Отдельно в Москве обратили внимание на сбалансированные заявления восточно-ливийского парламента, на который до настоящего времени опирался Хафтар. Выступление командующего ЛНА фактически поставило под вопрос полномочия этого органа власти на востоке Ливии.
Российскую сторону неоднократно обвиняли в прямой поддержке ЛНА. Так, претензии регулярно звучали от Турции, которая выступает на стороне правительства в Триполи. Официально Москва говорит о своей равноудаленности от сторон конфликта. В январе этого года она совместно с Анкарой предприняла попытку усадить Хафтара и Сараджа за стол переговоров, однако визит непримиримых врагов в российскую столицу никак не повлиял на ход боевых действий в бывшей Джамахирии. Более того, сама турецкая сторона оказалась не готова прекратить поставки вооружений и наемников в Ливию. Упорство в этом вопросе продемонстрировали и союзники ЛНА в Персидском заливе – Эмираты и Саудовская Аравия.
«В последние месяцы в городе Бенгази, который является оплотом Хафтара, в интеллектуальных и политических кругах обсуждается идея, что Ливия должна пойти по новому пути», – заявила «НГ» старший аналитик Международной кризисной группы Клаудия Газзини, которая в 2017–2018 годах занимала пост помощника спецпредставителя генсека ООН по Ливии. По ее словам, идея заключается в создании военного совета или совместного военно-гражданского совета – по примеру Судана. «Все эти вещи ставят вопрос о том, какая реакция последует со стороны мирового дипломатического сообщества, – говорит эксперт. – Мое предположение, что поддержка берлинского процесса и политического диалога продолжится».
Однако официальное одобрение того, что делает Хафтар, скорее всего теперь будет встречать критику. «Москва, Абу-Даби, Каир и прочие останутся на исходной позиции, что они поддерживают попытки ООН прекратить войну и установить единые органы власти, – говорит Газзини. – Конечно, они не будут демонстрировать свою поддержку (Хафтару. – «НГ») публично». Другой вопрос – чего хочет добиться командующий ЛНА. «Я знаю, люди из его окружения рассчитывают, что этот шаг поможет снискать международное признание, – утверждает Газзини. – Это абсолютно ошибочное предположение». Заявление военачальника только усилит враждебное к нему отношение и помешает дипломатическим усилиям, заключает эксперт.
комментарии(0)