Администрация президента США намерена воспользоваться правовой уловкой, чтобы продлить действие оружейного эмбарго против Ирана. По данным газеты New York Times, для этого Белый дом рассчитывает воспользоваться положениями Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), который, по решению Дональда Трампа, США в одностороннем порядке покинули еще два года назад. Этот ход, по задумке, должен заставить остальных участников «ядерной сделки» продолжить соблюдать запрет на продажу Тегерану оружия и техники по семи категориям Регистра обычных вооружений ООН.
Детали этого замысла Госдепартамент уже довел до сведения некоторых членов Совета национальной безопасности Белого дома. В администрации Трампа хотят использовать правовой аргумент, что США остаются формальным участником СВПД, который был принят в 2015 году. При этом Белый дом не смущает тот факт, что в 2018 году он решил покинуть «ядерную сделку», сославшись на несоответствие иранской политики «духу соглашения». Статус подписанта этих договоренностей, которые с Ираном заключили также Россия, Китай, Британия, Франция и ФРГ, дает право обвинить иранское руководство в невыполнении взятых пять лет назад «ядерных» обязательств и настоять на сохранении санкций, введенных Советом безопасности (СБ) ООН.
Запрет на продажу Тегерану оружия истекает в октябре этого года. Вопрос пролонгации зависит от членов СБ ООН. Как говорят источники New York Times в администрации Трампа, несмотря на то что американские дипломаты уже приготовили проект резолюции по продлению «оружейных» мер против Ирана, они не надеются, что Россия и КНР поддержат эту идею. В этом случае избирательная трактовка участия в СВПД станет для администрации президента США своеобразным «планом Б». Белый дом еще не уведомил о новом «механизме» сохранения эмбарго своих европейских союзников, однако New York Times отмечает, что план вряд ли получит у них одобрение.
По данным газеты, госсекретарь Майкл Помпео одобрил соответствующий алгоритм действий. «Мы не можем позволить Исламской Республике Иран начать закупать обычное оружие через шесть месяцев, – приводит издание комментарий госсекретаря. – Президенту Обаме никогда не следовало соглашаться на прекращение оружейного эмбарго ООН. Мы готовы воспользоваться всеми имеющимися у нас дипломатическими вариантами для обеспечения сохранения оружейного эмбарго СБ ООН». Ранее среди вариантов, которые рассматривала американская администрация в отношении Ирана, было заключение нового соглашения вместо СВПД, но исключительно на тех условиях, которые устраивают США. Иран от таких предложений отказывался.
Глава МИД Исламской Республики Мохаммад Джавад Зариф в ответ на публикацию New York Times заметил, что еще два года назад Помпео и его шеф выступали за прекращение американского участия в СВПД, «мечтая, что их «максимальное давление» поставит Иран на колени». «С учетом провала этой политики он (Помпео. – «НГ») снова хочет участия в СВПД. Хватит мечтать: иранская нация всегда решает свою судьбу сама», – написал в Twitter иранский министр.
В представленном в 2019 году исследовании разведуправления Пентагона говорится, что после окончания международного эмбарго на покупку оружия Иран получит «современные возможности» в оборонной сфере. Россия, как считают авторы исследования, находится в числе стран, которые могли бы продать ему новую технику. Так, в докладе отмечается, что иранское руководство заинтересовано в приобретении многоцелевых истребителей Су-30, учебно-боевых самолетов Як-130 и танков Т-90. В Пентагоне считают: вполне вероятно, что власти Исламской Республики после истечения срока эмбарго начнут переговоры о покупке зенитно-ракетной системы (ЗРС) С-400 «Триумф», а также береговых ракетных комплексов «Бастион».
Впрочем, в разговоре с «НГ» консультант ПИР-Центра Юлия Свешникова заявила: «Не думаю, что на данный момент у Тегерана имеются глобальные планы по модернизации обычных вооружений. Кроме того, Иран все равно уступает соседям в Персидском заливе по объемам доступных финансов».
Эксперт усомнилась в обоснованности идеи восстановить ооновские санкции против Исламской Республики, отмечая, что Иран в рамках СВПД поэтапно снимал с себя обязательства, но исключительно на том основании, что другие стороны «ядерной сделки» не смогли соблюсти своих. «Иран ожидал полноценного возвращения положенных ему прав, как соблюдающему свои обязательства члену международного сообщества», – подчеркивает Свешникова.
Что касается правовой основы «возвращения» США в сделку, то, как замечает в своем Twitter директор Вашингтонского института ближневосточной политики Майкл Сингх, уловка Белого дома «вытекает из текста резолюции 2231 СБ ООН, который определяет участниками СВПД Китай, Францию, Германию, РФ, Британию, США, ЕС и Иран».
«Интерпретация резолюций СБ ООН является принципиально политическим, а не юридическим вопросом», – пишет эксперт. По его мнению, идея США восстановить ограничительные меры против Ирана поднимает вопрос о последствиях. «На деле мы можем только догадываться, потому что это новый механизм, ранее не использовавшийся в рамках СБ ООН», – утверждает Сингх. Причем аналитик считает маловероятным, что возвращение санкционного режима усилит давление на Иран – оно и без того достаточно велико.
комментарии(0)