Большинству британских депутатов пребывание в Вестминстере заказано. Фото со страницы Палаты общин в Twitter
Новый лидер Лейбористской партии Кир Стармер должен был пройти в среду боевое крещение в час вопросов премьеру. Обычно это дает главному оппозиционеру, которого поддерживают ревом и криками сторонники, шанс сильно уязвить правительство. Но спектакль испортил вирус. Вместо 650 депутатов присутствовало только 50, а остальные смогли участвовать в дебатах только с помощью платформы Zoom. Как ожидают, лейбористы сосредоточат огонь на промахах кабинета тори.
В Палате общин в отличие от большинства парламентов на Западе депутаты от правящей и оппозиционных партий сидят лицом друг к другу. И когда главе правительства, согласно старинной процедуре, приходится отвечать на едкие замечания оппозиционера, страсти моментально накаляются. Это похоже на спортивное состязание, говорит законодатель от Консервативной партии Люк Ивэнс.
Но при новых порядках, обусловленных коронавирусом, момент драмы может исчезнуть и оппонентам труднее будет «поджаривать» представителей власти, как того требуют традиции британской демократии. Удаленный огонь мало похож на настоящий, сетует депутат-лейборист Крис Брайэнт.
Жалобы достопочтенных леди и джентльменов обоснованны. По закону, принятому во вторник, всего 50 из 650 членов палаты разрешено присутствовать на заседании. Еще 120 должны быть допущены к дебатам по видеоканалам платформы Zoom. Другие должны наблюдать за схватками из дома. Правда, этим депутатам не позволено особенно расслабляться – например, полеживать на диване в пижаме. С ними в любой момент может быть установлена видеосвязь. Одеваться предписано прилично.
Джейкоб Рис-Мог, лидер фракции тори, имеющей подавляющий перевес в палате, постарался как мог утешить коллег. В 1349 году, сказал он, в стране свирепствовала чума. И парламент из-за этого не заседал. А ныне во время эпидемии законодатели благодаря успехам современных технологий работают.
В беседе с «НГ» Андрей Остальский, независимый журналист, работающий в Британии, отметил: «Эта сессия экстраординарная. Ничего подобного страна не знала. Британская демократия будет очень урезана. Тем не менее бои правительства с новым лейбористским лидером Киром Стармером будут привлекать внимание. Это деятель гораздо более умеренных политических взглядов, чем предыдущий лидер Джереми Корбин. Стармеру предстоит показать, что он настоящий политический боец. Конечно, во время дебатов пойдет речь о том, как правительство справляется с эпидемией. Что оно делало правильно, а что – нет. Более всего всех волнует снабжение медиков защитной одеждой. Вопрос до сих пор не решен. Решить оппозиция, впрочем, ничего не может – у консерваторов в палате абсолютное большинство».
Повестка дня у депутатов большая. «Нужно принимать законы, касающиеся телекоммуникационных сетей. Их обсуждала Палата лордов. Должно состояться голосование, и как оно пройдет, совершенно не ясно. Кстати, первый закон был принят без голосования. Есть такая форма в парламентской практике. Раз не было существенных возражений, то посчитали, что закон о том, как будет работать палата, принят. Прежде депутаты «голосовали ногами» – ходили через лобби. Но как быть сейчас? Ведь не все депутаты присутствуют. Палате, очевидно, придется найти какой-то консенсус, – отметил Остальский. – Общество больше всего волнует коронавирус и его экономические последствия. Как будут осуществляться бюджет, а также помощь бизнесу, как будут выдаваться обещанные суперльготные кредиты, как правительство будет контролировать банки, которые эти кредиты должны предоставлять? Все остальные проблемы отодвинуты далеко на задний план».
В отсутствие премьер-министра Бориса Джонсона, который поправляется после заболевания коронавирусом, правительство в парламенте представлял замещающий его министр иностранных дел Доминик Рааб.
Стармер, как и предсказывали, подчеркнул, что члены правительства должны понести ответственность за ошибки, которые они сделали, когда стало известно о вспышке инфекции. Но сейчас приоритет состоит в том, чтобы выправить положение. Нужно увеличить тестирование, поставку защитного оборудования медикам, выслушать жалобы социальных работников.
Как передает агентство Reuters, Стармер не пошел на то, чтобы требовать расследования, как правительство действовало во время кризиса. Он предпочел «конструктивный» подход.
Более радикальный курс избрал Эд Дэйви, исполняющий обязанности лидера либеральных демократов. «Когда кризис закончится, нужно будет провести независимое расследование действий правительства», – заявил Дэйви.
Эта атака направлена непосредственно на Джонсона. Пресса пишет, что премьер поначалу не одобрил суровые меры контроля в отличие от лидеров ЕС, которые их ввели. И только когда медики стали предсказывать, что может погибнуть четверть миллиона человек, он ввел жесткий карантин и закрыл страну.
комментарии(0)