Британский премьер-министр оправдывается за ошибки, допущенные в борьбе с коронавирусом. Фото Reuters
Британский премьер впервые после болезни обсудил с некоторыми членами кабинета борьбу с инфекцией. Встреча прошла на фоне критики прессы, утверждающей, что власти опоздали с карантином и не сумели обеспечить медперсонал защитными костюмами. Мэр Лондона и оппозиционные политики призывают в связи с пандемией отложить переговоры с ЕС. Но правительство категорически отвергает такой подход, заявляя, что Британии придется платить за лечение всех жителей ЕС.
Джонсон поправляется от последствий вируса в загородной резиденции в Чекерсе. Его состояние настолько улучшилось, что премьер обсудил со своим заместителем Домиником Раабом и старшими помощниками вопрос, какие меры следует предпринять, чтобы остановить инфекцию. Результатом стало решение назначить лорда Дейтона, руководившего подготовкой Соединенного Королевства к Олимпиаде 2012 года, ответственным за производство защитных костюмов и другого оборудования, необходимого медицинским работникам.
Мэт Хэнкок, министр здравоохранения, сказал, что роль Дейтона будет аналогична той, что сыграл лорд Бивербрук во время войны. Сравнение говорит о многом. Бивербруку, газетному магнату, премьер-министр Уинстон Черчилль поручил ускорить производство истребителей в тот момент, когда Британия подвергалась массированным налетам германской авиации.
Неужели положение сейчас столь же тяжелое, как во время войны? Как пишет газета Sunday Telegraph, действия правительства подвергаются критике. Особенно это касается нехватки оборудования для личной защиты, которое используется работниками Национальной службы здравоохранения. Дейтон сказал, что заводы должны срочно приспособить свои производственные линии под выпуск масок и костюмов для медиков.
Guardian и Sunday Times опубликовали обширное исследование, где доказывается, что правительство не сумело подготовиться к эпидемии, которая стоила стране более 15 тыс. жизней, потому что все его внимание было сосредоточено на брекзите. Ученые и авторитетные врачи знакомились в феврале с сообщениями из Китая и предупреждали об опасности, но их обращения не доходили до высших лиц в правительстве. Дело в том, что у кабинета были другие приоритеты. Джонсон, вернувшийся с отдыха на Карибских островах, «купался в лучах» своего успеха на всеобщих выборах, состоявшихся в декабре.
«Это было время медового месяца. После трех с половиной лет, прошедших с референдума, Британия должна была покинуть ЕС 31 января. Планировалось провести празднества с фейерверками. Мало кто задумывался над чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения, сложившейся за тысячу миль от границ государства», – пишет Guardian. Тот факт, что сам премьер, министр здравоохранения и часть сотрудников офиса на Даунинг-стрит подхватили вирус, говорит о том, что они не «проявили достаточной бдительности». Соединенное Королевство может выйти из этого кризиса с самыми худшими показателями в Европе, предсказывает газета.
Мэр Лондона Садик Хан и лейбористские лидеры призывают в связи с распространением вируса приостановить выход из Евросоюза. Тем более что переговоры, которые должны были вестись между сторонами в форме видеоконференции, прервались. Правительство категорически отвергает продление брекзита, ссылаясь на то, что Британию в этом случае обяжут платить за лечение всех граждан ЕС.
В беседе с «НГ» Андрей Остальский, независимый журналист, работающий в Британии, отметил: «Трудно судить о том, насколько обоснованы эти обвинения. Во всяком случае, Sunday Times близка к Консервативной партии. Но она позволяет себе публиковать материалы, неприятные для правительства. В результате журналистского расследования выясняется, что правительство потеряло около пяти недель, отложив действия по введению карантина и, главное, почти ничего не сделав в плане подготовки больниц. Оказалось, что не хватает защитной одежды для медиков, вентиляторов для искусственной вентиляции легких. Критическим днем стало 24 января, когда состоялось заседание правительственного комитета, который собирается в моменты кризиса. Но Джонсон на заседание не пришел, занявшись чем-то другим. А те, кто присутствовал, видимо, решили принять совет близких к правительству ученых, утверждавших, что опасность незначительная, срочные меры принимать не надо». Из этого материала следует, что роковую роль сыграл брекзит. Ведь Джонсон, говорит Остальский, находился в состоянии эйфории: добился невозможного, вывел Британию из ЕС. И в результате правительство вынуждено рекомендовать медикам одеваться кто во что может, дезинфицировать комбинезоны.
На этом фоне звучат призывы продлить переходный период брекзита, который должен кончиться в конце года. «Но Джонсон категорически возражает. А в ЕС, в свою очередь, говорят: не удастся соглашения достичь. Возможно, такие безапелляционные заявления предназначены для того, чтобы вынудить партнера пойти на уступки. Так что компромисса все же нельзя исключать», – заключил Остальский.
комментарии(0)