Фото Sean Gallup/Getty Images
Ущерб от пандемии, который до недавних пор обсуждался в медицинских терминах, начал приобретать экономические очертания. Немецкий экономический журнал Capital опубликовал интервью с лауреатом Нобелевской премии в области экономики Эдмундом Фелпсом, получившем премию в 2006 году за «анализ интертемпоральных отношений в макроэкономической политике». Ученый считает, что национализация экономики и инвестиции в здравоохранение – наиболее правильные рецепты борьбы с коронавирусом.
В отличие от недавно высказанных мнений рядом российских экономистов, среди которых Сергей Гуриев и Константин Сонин, опубликовавших программный доклад с антикризисными предложениями, в том числе о необходимости запустить в России количественное смягчение и раздавать деньги населению, американский экономист полагает, что оказание массированной помощи не приведет к решению стоящих перед государствами проблем по сохранению здоровья граждан. По мнению Фелпса, именно здоровье должно стоять на первом месте в государственных программах. Лишь здоровые люди смогут ходить на работу и создавать материальные ценности. Поэтому имеющиеся у государства финансовые средства должны направляться сегодня в расширение емкостей больниц.
В связи с этим, считает Фелпс, раздача государством денег, которыми оно пытается поддерживать фирмы, мало что дает. Экономика уже парализована, и люди не могут вообще ходить на работу, поскольку находиться на улице стало опасным из-за заражения COVID-19. Именно поэтому приоритетом для правительства является организация лечения своих граждан. И тогда станет возможным быстрее победить вирус, а люди смогут снова приступить к работе. Только после ликвидации пандемии можно поддержать экономический подъем, в том числе и с помощью государственных вливаний.
Конечно, в некоторых отраслях промышленности можно продолжать процесс производства, если предприниматель найдет для этого рабочую силу. Но у многих предприятий нет ни сырья, ни рабочей силы. И если им дать или занять денег, то это не поможет снова встать на ноги. Такие предприятия правительство может на некоторое время взять под контроль. И этот период времени должен быть достаточно долгим, чтобы правительство смогло подумать об их перепрофилировании на выпуск продукции, остро необходимой в период пандемии.
Естественно, именно на этом месте в интервью Фелпса появляется «призрак социализма». Поскольку у журналиста возникает вопрос, как можно предусмотреть при перепрофилировании, что людям следует покупать.
Фелпс отвечает, что он не призывает к введению социализма. Однако мало толку от того, если фирмам безо всяких условий оказывать поддержку с целью обеспечения занятости. Надо вместо этого поразмыслить о структуре экономики. Как известно, сейчас существует спрос на совершенно другие товары, чем при докризисной жизни. Например, на медицинскую экипировку. Кроме того, многие теряют в этот период и имущество, и доходы.
Если говорить о периоде после кризиса, то нужно понимать, что правительство берет контроль над предприятиями не на все время, а на определенный период. Но после окончания кризиса нет смысла возвращаться к прежнему статус-кво и пытаться производить те же товары, что и раньше. Ведь многие уже не будут располагать теми же средствами, что до кризиса, и захотят приобретать совсем другие вещи.
Как долго это будет продолжаться, неизвестно, но в течение этого периода фирма не будет способна самостоятельно оплачивать труд своих работников. Как тогда поддерживать людей, оставшихся без работы? Лауреат Нобелевской премии признает, что на этот вопрос у него ответа нет.
Он напомнил, что во многих странах существует система страхования от безработицы. Конкретика будет зависеть от того, как долго продлится кризис и что будет происходить в хозяйственной жизни в ближайшие месяцы. В США, отмечает он, можно было бы перейти к раздаче карточек на питание или чеков для безработных на приобретение самого необходимого. Он полагает, что нынешнюю ситуацию нельзя сравнивать с финансовым кризисом, который произошел в мире более 10 лет назад. Тогда рухнул спрос, но сегодня наблюдается некоторое снижение спроса, поскольку люди стали меньше работать, меньше зарабатывать и находиться дома вместо того, чтобы ходить по магазинам и тратить деньги. С такой ситуацией, по словам Фелпса, мы еще не сталкивались, кроме как в Китае или во времена «испанки». И никто пока не издал инструкцию, что нужно делать при наступлении подобных ситуаций. Поэтому нужно импровизировать, убежден нобелевский лауреат.
комментарии(0)