Матерей в Гане волнуют вода и пища для детей, а не цифры финансовых потерь. Фото Reuters
Всего за неделю число зараженных COVID-19 в мире увеличилось на 500 тыс. человек и достигло 1,5 млн. Пока пандемия бьет свои же рекорды, аналитики ООН, Всемирной торговой организации (ВТО) и ряда американских банков почти единовременно сделали неутешительные выводы: из-за коронавируса мировая экономика в лучшем случае потеряет 5,5 трлн долл., полмиллиарда жителей Земли станут нищими, а торговля может сократиться до 32% уже к концу 2020 года.
Если в начале пандемии ее экономические последствия сравнивали с кризисом 2008–2009 годов, то постепенно исследователи осознали, что впору проводить аналогии с Великой депрессией. Правда, стоит иметь в виду, что в отличие от того времени сейчас банки располагают большими средствами для оживления экономики.
Именно к таким выводам пришли в ВТО, и их назвал «неизбежными» генеральный директор организации Роберту Азеведу. Исследователи подчеркивают, что в 2009 году торговля снизилась на 12,5%, в случае же с коронакризисом 13% – это самый оптимистичный сценарий, а худший– 32%. Ожидается, что наибольшее падение экспорта затронет Северную Америку и Азию. Особенно это касается продукции со сложными производственными цепочками – автомобилестроения и электроники.
Однако уже в 2019 году объем мировой торговли снизился на 0,1% из-за тарифной войны США и Китая. В «НГ» уже высказывалось мнение (см. номер от 15.03.20), что пандемия может стать в определенном смысле прикрытием кризиса, который и так должен был наступить в силу окончания экономического цикла и наличия финансовых пузырей. Несмотря на все вышесказанное, в ВТО считают, что в 2021 году торговля все-таки сумеет вернуться к прежним объемам.
Если в ВТО акцент сделали, разумеется, на торговле, то американские банки попробовали посчитать, сколько мировая экономика из-за пандемии потеряет в денежном эквиваленте. В JPMorgan полагают, что к концу 2021 года эта цифра составит 5,5 трлн долл., что эквивалентно 8% ВВП Земли. Докризисные показатели, по оценкам специалистов, не будут достигнуты до начала 2022 года.
В Morgan Stanley чуть более оптимистичны: развитые страны сумеют выйти на прежние показатели уже к третьему кварталу следующего года, а вот с развивающимися рынками все сложнее. Глава State Street Global Advisors Амлан Рой считает, что некоторые из них могут столкнуться с кризисом чуть ли не в десятилетие, в случае если мировое сообщество не предпримет совместных усилий. Одной из мер может стать отсрочка выплат по долгам бедных стран.
Аналитики едины в мнении о том, что приведенные цифры могут значительно измениться, причем не в лучшую сторону, в случае неоперативной реакции политиков или возникновения второй волны пандемии. Отдаленные же последствия могут продлиться десятилетия.
Принципиальным вопросом является то, как кризис ударит конкретно по людям. Если в начале коронакризиса СМИ пестрели заголовками о том, сколько миллиардов за короткий промежуток времени потеряли бизнесмены, то с течением времени все яснее ощущается финансовый удар по неимущим жителям, для которых это может кончиться значительным ухудшением уровня жизни.
В Международной организации труда опасаются, что 1 млрд трудящихся по всему миру может угрожать либо снижение заработной платы, либо вообще безработица. В ООН тоже бьют тревогу: нынешний кризис может свести на нет значительное улучшение последних десятилетий в деле преодоления нищеты, которую планировалось искоренить уже к 2030 году.
По оценкам исследователей Австралийского национального университета и Королевского колледжа Лондона, количество людей без средств к существованию увеличится на 420–580 млн человек. По большей части речь идет о Южной Азии и Черной Африке, где система пособий развита крайне слабо. Впервые с 1990 года уровень нищеты может значительно повыситься. Один только экономический аспект пандемии станет гораздо более чувствительным ударом по качеству жизни человечества, нежели кризис 2008 года.
комментарии(0)