Взрыв 8 апреля в Кветте разрушил доминирование Кветтской шуры в руководстве «Талибана» / Фото из аккаунта Эсматуллы Абдали в Twitter.
Теракт, случившийся 8 апреля в столице пакистанского Белуджистана – Кветте, может радикально изменить соотношение сил внутри афганского «Талибана» (организация запрещена в РФ). Гибель ряда лидеров «Шура-е Кветта» (Кветтской шуры) – высшего военно-политического органа талибов, повышает значение Пешаварской шуры («Шура-е Пешавор») – регионального объединения талибов, в котором главную роль играют руководители «сети Хаккани» - террористической группы, наиболее тесно связанной с пакистанской Межведомственной разведкой (ISI).
В среду 8 апреля в 10 часов утра в Кветте, в доме крупного функционера «Талибана» Хафиза Абдула Маджида Нурзая, расположенном в районе Мета-Чаок, началось заседание членов Военного совета талибов. Как сообщают источники «НГ», в нем принимали участие лица, входящие в высшее руководство афганского «Талибана», в том числе только что вернувшийся из Катара мулла Якуб (сын основателя движения талибов муллы Омара), начальник разведки «Талибана» маулави Матиулла, три члена катарского офиса талибов – мулла Фазель Мазлюм, мулла Нурулла Нури и мулла Закир Каюм, а также координатор «сети Хаккани» во всех провинциях Афганистана Хаджи Мохаммад Юсуф.
«Целью встречи в доме Нурзая было примирение между собой некоторых лидеров талибов, в частности, муллы Якуба и ряда сторонников нынешнего главы «Талибана» маулави Хайбатуллы. Также планировалось предоставление членам Военного совета подробной информации о состоянии дел в офисе талибов в Дохе, об итогах работы делегации по переговорам с американцами и выполнении американо-талибского договора, заключенного в Катаре в конце февраля», - сообщают источники «НГ». Заседание Военного совета продолжалось до 14.30, когда его члены стали покидать дом Нурзая. По сообщению источников «НГ», как раз в этот момент и прогремел взрыв огромной силы.
До сих пор нет полной информации о жертвах взрыва в доме Нурзая. Достоверно известно о гибели шефа талибской разведки маулави Матиуллы. В первые часы после теракта разные источники сообщали то о гибели, то о тяжелых ранениях муллы Якуба и брата руководителя катарского офиса «Талибана» муллы Абдул Гани Барадара. Известно также о гибели боевика-пакистанца, охранявшего с улицы дом Нурзая: он был застрелен неизвестными террористами за несколько минут до взрыва.
Вчера поздно вечером источники «НГ» сообщили, что, по одной из версий, «целями нападения были те лидеры «Талибана», которые выступали за мир в Афганистане и желали проведения реальных переговоров с правительством в Кабуле»: «Их и должны были убить боевики «Исламского государства» (ИГ, организация запрещена в РФ), которые, по слухам, являются организаторами и исполнителями террористической акции.
Впрочем, информированные источники «НГ» в Кабуле и Пешаваре уверены, что реальных заказчиков взрыва в доме Нурзая следует искать в Межведомственной разведке Пакистана, чьи руководители очень тесно сотрудничают с лидерами «сети Хаккани» и заинтересованы в усилении ее влияния и связанной с сетью Пешаварской шуры в руководстве «Талибана»: «Боевики ИГ были не более, чем исполнителями акции 8 апреля. Хорошо известно, что «сеть Хаккани», являющаяся «афганским отделом» ISI, работает не только с лидерами талибов, но и поддерживает тесные связи с функционерами ИГ в регионе. Подготовленные в лагерях Хаккани террористы, в зависимости от ситуации и боевых заданий, легко меняют флаги талибов на знамена «халифата» и наоборот. Практически нет сомнений, что и за взрывом в доме Нурзая стоят боевики, получавшие приказы через универсальную сеть Хаккани от Межведомственной разведки Пакистана».
«Объективно, после взрыва лидеров «Шура-е Кветта» в руководстве талибов усиливаются позиции Пешаварской шуры Хаккани, а также функционеров из катарского офиса, - подчеркивают источники «НГ». – Судя по некоторым признакам, шура в Кветте практически уничтожена и на ее возрождение уйдет немало времени. Причем, не факт, что Кветтская шура сможет вернуть себе потерянные позиции в будущем».
По мнению источников «НГ» в Кабуле, «в такой ротации руководства «Талибана», в первую очередь, была заинтересована пакистанская разведка»: «Операторам из ISI сейчас очень важно укрепить свой контроль над талибами, убрав с доски слишком проблемные и трудноуправляемые фигуры. Это и было сделано с помощью направленного взрыва 8 апреля. С усилением «сети Хаккани» в руководстве «Талибана» возможности управления этим движением со стороны пакистанских спецслужб очень существенно укрепляются».
Вчерашний взрыв в Кветте, по мнению ряда источников «НГ», может оказаться идеальным поводом объявить о смене руководителя «Талибана»: «Уже давно ходят слухи, причем, распространяют их некоторые талибы, что формальный глава движения маулави Хайбатулла умер несколько месяцев назад. Соратники Хайбатуллы якобы скрывают его гибель, чтобы не вызвать ненужных брожений и споров среди боевиков, а также опасаясь ослабления позиций «Талибана» на переговорах с американцами. Не исключено, что взрыв 8 апреля может быть использован политическими и военными лидерами движения, прежде всего, из Пешварской шуры, чтобы легализовать факт смерти маулави Хайбатуллы».
Если слухи о смерти Хайбатуллы подтвердятся, то следует ожидать скорого начала процесса выборов нового руководителя «Талибана». В этом случае за кресло «повелителя верующих» (так звучит официальный титул лидера талибов), очевидно, будут бороться два главных заместителя Хайбатуллы – Сиражуддин Хаккани и мулла Абдул Гани Барадар. Напомним, ранее уже имел место прецедент, связанный с длительным утаиванием политическими и военными лидерами «Талибана» факта смерти основателя и первого руководителя движения муллы Омара. Как бы там ни было, взрыв 8 апреля в Кветте способен открыть новую эпоху в истории «Талибана», а также в его стратегическом партнерстве с Межведомственной разведкой Пакистана.
комментарии(0)