Фото pixabay.com
Министры финансов еврозоны, начавшие переговоры в формате видеоконференции в 14.30 по среднеевропейскому времени во вторник, пытались согласовать пакет мер по оказанию помощи правительствам, компаниям и гражданам, пострадавшим от пандемии коронавируса. Предполагалось, что по линии финансовых механизмов ЕС, в том числе Европейского стабилизационного механизма (ESM), Европейского инвестиционного банка и бюджета Еврокомиссии, на эти цели будет выделена беспрецедентная сумма – 500 млрд евро.
Ранее глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен назвала эту сумму новым планом Маршалла для ЕС. Из текста ее статьи, опубликованной в немецкой Welt, разумеется, не следует, что фон дер Ляйен имеет в виду помощь со стороны США. План Маршалла (по имени бывшего американского госсекретаря), предусматривавший помощь США странам Европы после Второй мировой войны, упоминается как метафора крупных и целенаправленных финансовых вложений.
Однако разногласия на переговорах по линии Север - Юг оказались непреодолимыми. Например, Австрия, Германия и Нидерланды (Север) выступили против идеи выпуска так называемых коронабондов, на чем настаивают девять стран, числе которых Испания, Италия, Португалия и Франция (Юг). Кроме того, эти группы стран не нашли взаимопонимания по поводу условий для кредитных линий из ESM.
Неудивительно, что переговоры, продолжавшиеся всю ночь с многочисленными перерывами и двусторонними беседами, завершились провалом. Как передает Reuters, глава еврогруппы Марио Сентено, отвечающий за посредничество в бурной дискуссии, должен был провести пресс-конференцию в среду в 10:00 утра, чтобы изложить решения министров.
Вместо пресс-конференции он написал у себя в Twitter, что министры «были близки к сделке, но пока не достигли ее». Продолжение переговоров он назначил на четверг.
Если и завтрашние переговоры завершатся ничем, то правительства стран ЕС будут вынуждены действовать самостоятельно. Чтобы смягчить социально-экономические последствия пандемии, им придется занимать деньги на рынках, что грозит масштабным долговым кризисом. Возможно, такая ситуация станет главным испытанием на прочность для Евросоюза.
комментарии(0)