Фото Chris Kleponis/Polaris/Bloomberg via Getty Images
У властей США есть информация, что иранцы или проиранские формирования готовятся нанести удары по американским военным объектам, утверждает президент Соединенных Штатов Дональд Трамп. Он пригрозил Ирану ответным ударом, если американцев действительно атакуют. Но вместе с тем президент США предложил начать переговоры, в том числе об условиях отмены антииранских санкций.
О предполагаемом обострении обстановки Трамп сообщил, как водится, в своем Twitter. «Исходя из имеющихся у нас сведений, мы убеждены, что Иран или поддерживаемые им силы планируют нападение на силы США и/или объекты в Ираке», – написал американский президент. Каких-либо подробностей он не привел, но пообещал Ирану крупные неприятности в случае удара по американским военнослужащим. «Если это произойдет, Иран заплатит очень высокую цену!» – написал Трамп.
Одновременно с этим президент США дал понять, что его страна открыта для переговоров. «Нам надо поговорить с ними. Думаю, мы можем договориться с Ираном очень быстро. Все, что нужно сделать, это созвониться. Я просто думаю, что они гордые люди и их руководство гордое. Гордое, как все мы», – заявил Трамп журналистам в четверг, отвечая на вопрос о возможности снятия санкций с Ирана.
В Тегеране комментируют не всякое заявление на иранскую тематику, которое делает американский президент. Но в этот раз там не промолчали. Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф написал в своем Twitter, что его страна всегда действует исходя из интересов самообороны и сама не начинает войн. При этом он отметил, что иранцы, бывает, «преподают уроки» агрессорам. Словом, заявление получилось двусмысленным.
Что касается переговоров с США, то здесь позиция Ирана вот уже длительное время остается неизменной. Необходимым условием диалога в Тегеране считают снятие американских санкций. В Вашингтоне, в свою очередь, исходят из того, что подобный шаг должен стать логичным следствием переговоров, а не предварительным условием их начала.
Делать какие-либо примирительные жесты в сторону США президент Ирана Хасан Рухани перестал после внушительного поражения, которое понесли его сторонники на выборах 21 февраля в Меджлис (парламент страны). Убедительную победу там одержали консерваторы, причем всех оттенков. В Меджлисе есть большая фракция у умеренных противников сближения с США, группирующихся вокруг экс-мэра Тегерана Мухаммеда Багира Галибафа. Там представлены сторонники экс-президента Махмуда Ахмадинежада, известного своими агрессивными антиамериканскими взглядами. Есть в Меджлисе, наконец, и крайние консерваторы – последователи аятоллы Мухаммеда Таги Мезбах-Йезди. Все эти политические силы, а также рахбар (верховный лидер) Ирана Али Хаменеи, традиционно скептически относящийся к любому сближению с США, значительно снижают для Рухани свободу маневра во взаимоотношениях с Вашингтоном.
Тем более сейчас, когда после ликвидации в январе американцами одного из руководителей Корпуса стражей исламской революции иранского генерала Касема Сулеймани отношения между Ираном и Соединенными Штатами резко обострились, трудно ожидать сближения двух стран. Говоря о проиранских силах, от которых можно ожидать атак на американские объекты в Ираке, Трамп, вероятно, в первую очередь имел в виду «Аль-Хашд аш-Шааби» («Силы народной мобилизации»). Это тесно связанное с иракскими государственными структурами формирование создавалось для борьбы с группировкой ИГ (запрещена в России). Хотя в его состав входят отряды христиан и йезидов, большинство бойцов «Аль-Хашд аш-Шааби» – шииты. После гибели Сулеймани отношения этого формирования и США стали откровенно конфронтационными. Это связано с тем, что одна из самых боеспособных групп в составе «Аль-Хашд аш-Шааби» – объединение «Катаиб Хезболла», имеющее тесные контакты с Ираном.
11 марта была обстреляна американская база Таджи, что неподалеку от Багдада. Погибли трое военнослужащих – два американца и один британец. В ответ США нанесли удар по позициям «Аль-Хашд аш-Шааби», что было расценено иракскими властями как враждебный акт. Впрочем, недовольство официального Багдада в Вашингтоне проигнорировали.
Телекомпания NBS со ссылкой на свои источники в американских госструктурах утверждает, что после атаки 11 марта администрация Трампа готовила некий «жесткий ответ» Ирану. Вероятно, речь шла не о военном ударе, а о дальнейшем ужесточении санкций. По утверждению телекомпании, от «жесткого ответа» решено было отказаться из-за эпидемии коронавируса. Она бушует в Иране и может вот-вот перекинуться – если уже не перекинулась – на соседний Ирак, где дислоцированы силы международной антитеррористической коалиции. Угроза коронавируса уже стала причиной передислокации с иракской территории ряда воинских контингентов западных союзников США и сокращения присутствия американской армии в этой стране. Американцы даже предлагали Ирану гуманитарную помощь в борьбе с эпидемией, но ее в Тегеране отвергли. Не исключено, что, если новые атаки в Ираке все-таки будут, Трамп вернется к идее «жесткого ответа».
комментарии(0)