0
2887
Газета В мире Печатная версия

01.04.2020 19:38:00

Ливийскую войну может остановить эпидемия

Год боевых действий не приблизил к победе ни одну из враждующих сторон

Тэги: ливия, гражданская война, хафтар, сарадж, оон


ливия, гражданская война, хафтар, сарадж, оон Армии Хафтара пока не удается взять Триполи. Фото Reuters

В начале апреля 2019-го Халифа Хафтар начал наступление на Триполи. За это время руководимая им Ливийская национальная армия (ЛНА) так и не смогла захватить столицу и очистить ее от «террористов Правительства национального единства» (ПНЕ) Фаиза Сараджа, хотя и обещала сделать это за считаные дни. Объединенная группировка сил ПНЕ и пришедших к ним на помощь отрядов из Мисураты также не сумела нанести поражение Хафтару и отбросить его от Триполи.

Большую часть времени вооруженная борьба носила позиционный и щадящий характер. Хафтар объясняет это желанием минимизировать ущерб, который он мог бы причинить мирному населению, применяя массированный огонь тяжелой артиллерии, танков и реактивных систем залпового огня. Кроме того, обе стороны на верную гибель своих людей не бросали, не будучи уверены, что имеют неоспоримое преимущество. Частных успехов время от времени стороны добивались, как правило, используя фактор внезапности.

По официальным данным, в боях за Триполи погибли более 1 тыс. человек, около 5 тыс. ранены. Возможно, последние и одни из наиболее ожесточенных боев в районе Мисураты, а также в районе базы ВВС Аль-Ватыя, что в 40 км от тунисской границы, внесут коррективы в статистику.

Война привела к резкому падению добычи нефти (до 91 тыс. барр. в сутки) и соответственно к снижению доходов. Примерно столько же добывали ливийцы сразу после падения режима Муаммара Каддафи в конце 2011-го. В результате боевых действий более 1,3 млн ливийцев из некогда семимиллионного населения страны нуждаются в гуманитарной помощи. По словам министра ПНЕ по делам перемещенных внутри Ливии лиц Юсефа Джаляля, спасаясь от обстрелов, Триполи за время войны покинули не менее 57 тыс. семей, или 342 тыс. человек. Те, кто мог, уехали в соседние страны. Те, кто победнее, перебрались в более спокойные кварталы. Одни снимали квартиры или дома, вызвав ажиотажный спрос и рост арендной платы, другие были вынуждены занимать брошенные или разрушенные жилища.

Наметившийся к концу минувшей осени перелом в пользу ЛНА вызвал панику в рядах сторонников Сараджа и недовольство президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. На Москву тогда обрушился шквал обвинений в том, что она не только поставляет оружие силам фельдмаршала, но и направляет в Ливию «российских наемников». Кроме того, в рядах противников ЛНА наметился серьезный раскол, который в начале декабря вылился в попытку части отрядов из Мисураты сместить «слабака» Сараджа. На ливийском политическом небосклоне взошла звезда жесткого ставленника мисуратовцев и противника договоренностей с ЛНА министра внутренних дел в ПНЕ Фатхи Башаги. Именно он сыграл заметную роль в организации отпора Хафтару. И если бы не вмешательство Турции, возможно, что решительный Башаги с удовольствием отодвинул бы главу ПНЕ в тень.

У Анкары были свои виды на Сараджа, поскольку тот олицетворял легитимное ливийское правительство, признанное ООН, и был нужен Эрдогану, чтобы подписать с ним соглашения о разграничении морских границ и о военном сотрудничестве. Эти документы позволяли Анкаре на законных основаниях оказывать ПНЕ военную помощь и затруднять доступ стран Восточного Средиземноморья к гигантским шельфовым месторождениям углеводородов.

С 2020 года в Ливию пошли поставки турецкого оружия и были отправлены сотни турецких военных советников, специалистов и спецназовцев, а также наемников из числа сирийских террористов. Все это должно было изменить баланс сил в пользу ПНЕ и в определенной степени изменило. В ходе недавних боев к востоку от Мисураты наблюдатели отметили отсутствие боевых самолетов ЛНА. Они полагают, что причина в отсутствии достаточного количества авиационного топлива и в опасениях командиров ЛНА в связи с возможным развертыванием турецкой ПВО.

Мировое сообщество опять продемонстрировало неспособность справиться с ливийским кризисом. По признанию Хафтара, он согласился на прекращение огня только из уважения к президенту РФ Владимиру Путину. На самом деле и Хафтар, и Сарадж выполнять любые договоренности готовы лишь при условии, что они отвечают их интересам.

Одной из проблем, препятствующих урегулированию, является контроль над соблюдением оружейного эмбарго. ООН не приняла ни одной резолюции, которая бы официально осуждала Турцию, в открытую отправляющую оружие и военных для ПНЕ. Шантаж Анкары, пригрозившей открыть путь в Европу сотням тысяч мигрантов, сработал.

На этой неделе начинается новая миссия Евросоюза ЕU NAVFOR MED IRINI (последнее слово переводится с греческого как «мир»). Командовать ею будет итальянский адмирал Фабио Агостини, а штаб-квартиру разместят в Риме. В ее задачи войдет прежде всего инспекция судов, которые могут перевозить оружие для ливийцев, а также мониторинг и сбор информации о контрабанде, незаконном экспорте нефти и нефтепродуктов. На миссию возложены задачи подготовки кадров для ливийской береговой охраны и ВМФ. Но кто будет руководить береговой охраной и ВМФ? Если только ПНЕ, у сторонников Хафтара возникнут сомнения в объективности мониторинга и т.п.

Делать прогнозы развития ситуации в Ливии сложно. Хотя бы потому, что еще не проявил себя мощнейший фактор – пандемия. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Климатический форум превращается в финансовый

Климатический форум превращается в финансовый

Ольга Соловьева

Развивающиеся страны требуют триллион долларов для своей зеленой трансформации

0
2364
Президент Зимбабве увидел в Лукашенко младшего брата

Президент Зимбабве увидел в Лукашенко младшего брата

Дмитрий Тараторин

Глава Белоруссии на климатическом саммите встретился с друзьями и отругал ООН за бюрократизм

0
3260
Трамп определяется с ответственными за внешнюю политику

Трамп определяется с ответственными за внешнюю политику

Геннадий Петров

В команду нового президента США могут попасть борцы с ООН, Китаем и Россией

0
2332
Подводные камни конференции ООН в Азербайджане

Подводные камни конференции ООН в Азербайджане

Олег Никифоров

Успеет ли Россия подготовиться к изменчивости западных климатических теорий

0
4393

Другие новости