Фото Haroon Sabawoon/Anadolu Agency via Getty Images
В Кабул прибыла команда из трех человек, представляющая движение «Талибан» (запрещено в РФ). Она должна дать старт обмену пленными. Это предусмотрено соглашением между США и талибами, подписанным в Катаре. Предполагалось, что выпустят 6000 человек с обеих сторон. Президент Ашраф Гани тормозил исполнение договоренности, поскольку Вашингтон ее с ним не согласовал. Госсекретарю США Майклу Помпео пришлось нажать на него, и процесс пошел.
Представитель талибов Забибулла Муджахид назвал группу, приехавшую в столицу страны, технической. Она будет следить за тем, чтобы на свободу выходили люди, на которых указали предводители движения.
Раньше «Талибан» отказывался вести переговоры напрямую с правительством Афганистана по какому бы то ни было вопросу. Талибы называли его марионеточным. Позицию Кабула ослабляли также распри между Гани и его соперником на президентских выборах Абдуллой Абдуллой. Выборы состоялись в прошлом году, а их итоги подвели совсем недавно. Каждый из двух кандидатов называл себя победителем и даже провел инаугурацию.
Сейчас накал разногласий ослаб. Абдулле Абдулле и Ашрафу Гани удалось достичь договоренности о составе делегации, которая будет вести переговоры с противником. В США оценили создание Кабулом единой команды переговорщиков как «хорошую новость». Там утверждают: команда носит инклюзивный характер, что дает надежду на успех внутриафганского диалога.
Полевые командиры талибов прежде не раз игнорировали договоренности с противником, которых достигали политические или религиозные лидеры движения, находящиеся за пределами страны. Но, судя по публикациям в Times, а также Washington Post, на сей раз шансы чего-то достичь выше, чем обычно. Все-таки в команде талибов на переговорах с американцами были представлены «авторитеты» движения, которые просидели в американской тюрьме Гуантанамо, что на Кубе, более 10 лет. Пресса именует этих людей «пятеркой «Талибана». У одного из них, полевого командира, на руках кровь жертв организованных им терактов. Другой занимал пост губернатора провинции в 2001 году, когда США послали свои войска в Афганистан. Вся «пятерка» попалась в руки к американцам, после чего и была отправлена в Гуантанамо.
Возможно, они коротали бы время в застенках этой военной базы и по сей день, если бы в 2014 году президент Барак Обама не распорядился обменять этих врагов США, нисколько не поменявших свои убеждения, на американского солдата Боу Бергдала. Он к тому времени находился в плену в Афганистане пять лет. Бергдал, как потом выяснилось, был не без греха. Ушел в самоволку и чуть ли не сам хотел сдаться талибам. Тем не менее обмен состоялся.
В беседе с «НГ» эксперт по Афганистану и Средней Азии Аркадий Дубнов отметил, что приезд команды талибов в Кабул означает, что процесс внутриафганского диалога идет. Ключевое из условий этого диалога – освобождение пленных с двух сторон. Упрямство Ашрафа Гани тормозило процесс обмена. Но в конце концов под давлением американцев дело пошло.
«Если освобождение пленных состоится, следующим этапом должно стать решение о выборе места переговоров. Будет ли это Доха, столица Катара, будет ли европейский город, будет ли Ташкент, предстоит решить. Маловероятно только одно: что диалог состоится в Кабуле. А когда выбор места будет сделан, это будет означать, что переговоры о внутриафганском примирении вступили в решающую фазу», – заключил Дубнов.
Впрочем, беды, давно обрушившиеся на страну, усугубляет сейчас угроза коронавируса. По сообщению Guardian, более 130 тыс. афганцев, находившихся в соседнем Иране, после вспышки эпидемии в этом государстве вернулись домой. Министерство здравоохранения Афганистана предупредило, что заразиться могут 16 млн человек. Это может нарушить планы переговорщиков. Придется думать не только о совместном прекращении внутриафганского конфликта, но и о борьбе с эпидемией.
комментарии(0)