Фото Murat Kula/Anadolu Agency via Getty Images
От Турции ждут новой военной операции в Сирии на фоне неопределенности вокруг пандемии COVID-19. По крайней мере такие опасения есть внутри Демократических сил Сирии (ДСС) – лояльного США военного альянса, костяком которого выступают курдские соединения. На новые военные планы недавно намекал и сам турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган. В экспертной среде допускают, что Анкара может решиться на некоторые меры, которые бы отвлекли внимание населения от угрозы коронавируса.
Сигнал тревоги раздается из сирийского Тель-Рифата, города на севере провинции Алеппо. Местные жители в разговоре с оппозиционными СМИ утверждают, что ДСС экстренно эвакуируют из города своих военачальников с семьями. Это дает мирному населению повод говорить о скорой наступательной операции со стороны Турции и лояльных ей боевиков. По словам источников сирийской газеты «Заман аль-Васл», ДСС проинформировали местных командиров о вероятности того, что протурецкие силы скоро займут этот район. Сообщения о возможном переходе Тель-Рифата в руки Турции и сирийской оппозиции появлялись еще в прошлом году, так что это можно назвать ожидаемой территориальной потерей.
Соответствующие страхи у ДСС есть и по поводу частично находящегося у них под контролем северо-востока Сирии. Для этого есть основание. 10 марта Эрдоган сообщил, что предложил российскому президенту Владимиру Путину совместно поднять сирийскую экономику при помощи нефти, запасы которой сконцентрированы к востоку от реки Евфрат. Причем турецкий президент, как следует из его слов, готов пролоббировать вывод малочисленного американского контингента из этих районов. «Я сделал Путину следующее предложение: с помощью полученной отсюда нефти мы сделаем подрядную компанию, и если вы финансово поддержите, то давайте поднимем разрушенную Сирию на ноги», – заявил Эрдоган.
Слова турецкого лидера не могли не вызвать у ДСС подозрения, что Москва и Анкара согласовывают некий вариант раздела северо-востока Сирии. Такой сценарий можно считать возможным при готовности США отступить и при согласии Турции на уступки в Идлибе – провинции, которая находится в руках повстанцев и радикалов. Именно в районе этого анклава десятки турецких кадровых военных стали жертвами атак сирийской правительственной армии, которая инициировала в этом году наступление под предлогом борьбы с джихадистскими формированиями. По итогам многочасовых переговоров Путина и Эрдогана конфликт в этой точке был временно заморожен, но, как полагают эксперты, не прекращен окончательно.
«Конечно, можно предположить, что именно сейчас самое удобное время для различных спецопераций и маневров – когда все мировое сообщество занято борьбой с коронавирусом, – заявил «НГ» турецкий политолог, кандидат политических наук Керим Хас. – Несмотря на то что руководство Турции в большой степени отличается авантюрным подходом к воплощению собственных политических амбиций, в данный момент все же сирийская проблема не является первостепенной в повестке дня». Первоочередная проблема, с которой сталкивается Эрдоган, по словам эксперта, – это предотвращение итальянского сценария с коронавирусом в Турции, когда высока вероятность массового заражения населения.
«Сведения, которые предоставляет власть, являются крайне скупыми и вызывают сильный скепсис у населения, – замечает Хас. – Анкара долгое время скрывала то, что жертвой коронавируса стал бывший глава сухопутных войск Турции генерал армии Айтач Ялман, что добавило недоверия к предоставляемой статистике. При этом сам Эрдоган в совершенно несвойственной для себя манере ушел в тень, предоставив сцену министру здравоохранения. Очевидно, что глава Минздрава Фахреттин Коджа был не готов к столь быстрому карьерному росту». По словам аналитика, в случае провала национальной политики по борьбе с COVID-19 Эрдоган предполагает отвести от себя удар и переложить всю ответственность на других лиц.
«В этой ситуации начало новой операции в Сирии станет камнем преткновения: на нее нужны немалые средства, которых в стране фактически нет, – отмечает Хас. – Более того, пакет экономических мер, предложенный Эрдоганом для борьбы с коронавирусом, не способен поддержать население. Анкара не может позволить себе пойти на более решительные действия, ведь тогда встанет экономика, а для страны это обернется коллапсом. Фактически можно говорить о том, что власти негласно взяли на вооружение политику группового иммунитета, потому что реальных рычагов влияния на ситуацию нет. В этом контексте трудно представить, какое обоснование сможет найти президент Турции для начала новой операции».
Эксперт не исключает, что от Анкары можно ожидать некоторых действий, направленных на то, чтобы отвлечь внимание местного населения от реальных последствий коронавируса, однако маловероятно, что они будут приняты в контексте сирийского конфликта. Единственное, чего ожидает эксперт на этом направлении, – это возобновление боевых действий в Идлибе из-за возможного срыва договоренностей Москвы и Анкары.
«Можно предположить, что в обозримом будущем сирийская армия при поддержке российской стороны возобновит наступление и постарается взять под контроль трассу М4 и центр Идлиба, – считает Хас. – Теоретически для смягчения реакции Турции и сведения к минимуму негативных последствий этого наступления Москва может предоставить некоторую уступку Эрдогану». Это, как полагает эксперт, может быть зеленый свет на проведение новой операции на северо-востоке Сирии при условии сдачи Идлиба. Однако в случае перехода мятежной провинции под контроль правительственной армии Эрдоган будет вынужден объясняться перед турецкой аудиторией, заключает аналитик.
комментарии(0)