Мишель Аун надеется, что Ливан спасет заграница. Фото Reuters
Бейрут ищет страны, готовые оказать помощь в борьбе с коронавирусом, заявил президент Ливана Мишель Аун в своем обращении. «Нам не хватает необходимых материалов и оборудования, но мы ведем диалог с другими государствами по вопросу помощи в борьбе с вирусом», – отметил он.
О первом заболевшем коронавирусом в Ливане стало известно 20 февраля. Им стала женщина 45 лет, приехавшая из иранского города Кум. На сегодня число заболевших перевалило за 300 человек. Из них четверо умерли. Но это официальные данные. Если брать реальное состояние ливанской системы здравоохранения, они гораздо выше.
Аун вынужден был объявить в стране «чрезвычайное медицинское положение». Власти задействовали армию и силы безопасности, ввели комендантский час. На улицах городов появились военные патрули и заграждения. Людям предписано без нужды не покидать мест проживания. Нарушителям грозит до шести месяцев тюрьмы. Пандемия еще больше пошатнула финансовую систему страны, по которой с осени прошлого года наносится удар за ударом. Госдолг достиг примерно 170% ВВП. Это означает, что Ливан близок к тому, чтобы стать страной с самой крупной задолженностью в мире.
Социальная ситуация в стране накалена. Как считают некоторые иностранные эксперты, из-за самого страшного экономического кризиса, разразившегося в Ливане впервые после окончания гражданской войны 1975–1990 годов, за последние полгода исчезло более 220 тыс. рабочих мест. Из-за падения курса ливанского фунта по отношению к доллару более чем на 40% сократилась заработная плата и покупательная способность ливанцев. Десятки тысяч людей не могут получить деньги со своих банковских счетов. По последним данным, из шестимиллионного населения страны 1,5 млн человек живут за чертой бедности.
Решение правительства Хасана Диаба, принятое 9 марта о приостановлении погашения еврооблигаций на сумму 1,2 млрд долл. (всего в 2020 году предстояло выплатить 5 млрд долл.) и реструктуризации госдолга, является, как считают некоторые иностранные эксперты, единственным возможным вариантом для страны в текущих экономических условиях.
По данным Центробанка Ливана, на конец января объем валютных резервов составлял 29 млрд долл. Но 7 млрд из них после 9 марта перечислены местным банкам, чтобы помочь им справиться с проблемами ликвидности. Из оставшейся суммы 18 млрд долл. выделено в качестве чрезвычайного резерва. Значит, в распоряжении правительства остается лишь 4 млрд, что очень мало.
Ливан вряд ли сможет справиться с кризисом своими силами. Думается, ему понадобится помощь в размере 25–30 млрд долл. в течение ближайших пяти лет. В феврале в Бейруте находилась делегация Международного валютного фонда (МВФ), охарактеризовавшая свой визит как «очень информативный и продуктивный». В отсутствие утвержденного экономического плана у правительства МВФ вряд ли предложит соответствующий уровень поддержки. Но организация готова направить экспертов в страну, как только план утвердят и он включит в себя пункты, которые Бейрут разрабатывает совместно со Всемирным банком.
Стране нужны реформы, способные поставить барьер расточительству и коррупции. Необходимо идти на сокращение госрасходов, перестройку банковского сектора, реструктуризацию долга. Чиновникам следует продумать, как в условиях жесткой экономии повысить доходы населения и выделить ресурсы в условиях пандемии коронавируса системе здравоохранения.
Сейчас правительство не возмещает расходы государственных и частных больниц. Это затрудняет закупку им медикаментов, оборудования, средств защиты, прием на работу дополнительного медперсонала. С сентября прошлого года для медучреждений за рубежом из-за дефицита долларов удалось закупить расходных материалов и медоборудования менее 10% от их потребностей. В итоге в больницах отсутствуют одноразовые перчатки, маски, халаты, так необходимые сейчас медперсоналу. Помощь, предоставленная Всемирной организацией здравоохранения и Китаем, ситуацию кардинально не меняет. В ряде больниц из-за нехватки финансирования медсестрам либо не платят, либо сокращают зарплату и могут отправить на карантин без выдачи заработной платы. Из-за финансового кризиса бейрутской Государственной университетской больнице имени Рафика Харири, являющейся ведущим центром тестирования и лечения COVID-19 в стране, правительство возместило только 40% расходов из того, что было должно ей в 2019 году. Частным больницам правительство задолжало примерно 1,3 млрд долл.
По прогнозам Всемирного банка, если кардинальные меры в финансовом секторе Ливана в ближайшее время приняты не будут, то внутренняя ситуация усугубится. В результате в стране уже половина населения может оказаться в положении бедняков. Все это вкупе с неспособностью властей переломить негативные тенденции, в том числе в борьбе с пандемией COVID-19, может привести к еще большему обострению протестных настроений и, как следствие, к возобновлению в Ливане широкомасштабных беспорядков.
комментарии(0)