Первым, с кем побеседовал Майкл Помпео в Кабуле, стал один из двух провозглашенных президентов Афганистана Ашраф Гани. Фото Reuters
Госсекретарь США Майкл Помпео совершил экстренный визит в Афганистан. Его цель – помирить двух местных политиков, Ашрафа Гани и Абдуллу Абдуллу. Оба считают, что они выиграли выборы главы государства, состоявшиеся в прошлом году, оба объявили себя президентами. Конфликт зашел настолько далеко, что ставит под угрозу выполнение мирного соглашения между США и «Талибаном» (группировка запрещена в РФ).
Поездка Помпео в Кабул не была анонсирована, хотя о том, что американцам придется вмешаться в противостояние Абдуллы Абдуллы и Ашрафа Гани, в прессе говорилось давно. Оба политика имеют значительные возможности, чтобы испортить друг другу жизнь. Они де-факто представляют интересы двух этносов, чье взаимодействие и противостояние многие годы определяло политический ландшафт Афганистана. Абдулла Абдулла опирается на таджиков, Ашраф Гани – на пуштунов. Нельзя сказать, что они пользуются очень большой поддержкой в регионах, населенных их этносами, но она достаточна для того, чтобы затеять вооруженный конфликт. А к нему оба политика крайне близки.
Ашраф Гани провел инаугурацию 10 марта в Кабуле. Своим первым указом он уволил Абдуллу Абдуллу с поста премьер-министра. В ответ Абдулла Абдулла провел собственную инаугурацию в своей резиденции во дворце Сапедор в Кабуле и объявил, что Ашраф Гани называет себя президентом незаконно. Этим шагам предшествовали неудачные переговоры двух политиков. Ашраф Гани предложил своему сопернику 40% мест в правительстве, но тот ответил отказом. Непосредственным итогом противостояния стало то, что так и не была сформирована делегация для переговоров с талибами.
Хотя вывод американских войск в соответствии с мирными договоренностями между США и «Талибаном», заключенными в феврале в Катаре, уже начался, внутриафганский диалог не идет. Напротив, с каждым днем поступают сообщения о столкновениях между правительственными силами и талибами. В результате американцы приостановили вывод войск, официально – по причине пандемии коронавируса.
«Мы находимся в кризисе. Опасения заключаются в том, что если этот кризис не будет разрешен, и разрешен быстро, это может повлиять на мирный процесс», – заявил Помпео в Кабуле сопровождавшим его журналистам.
В афганской столице глава Госдепартамента провел переговоры как с Ашрафом Гани, так и с Абдуллой Абдуллой. Помпео сделал попытку примирить обоих политиков. Те, в свою очередь, не только хотят добиться приемлемого для себя решения вопроса о власти, но и стремятся сделать так, чтобы мир с талибами не оставил их вовсе за бортом афганской политики. Вероятность этого велика. Талибы явно считают, что в переговорах между ними и США Ашраф Гани и Абдулла Абдулла – лишние звенья. Дополнительную проблему официальному Кабулу создает то, что он оказался участником американо-иранского противостояния. 19 марта со ссылкой на свои источники издание Tolo сообщило о высылке из Афганистана двух сотрудников иранской дипмиссии. Один из них – Джафар Фатахи Абади, работник консульства Ирана в провинции Нангархар, одной из самых беспокойных в стране. По другим данным, Джафар Фатахи Абади входит в состав спецподразделения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции. Оно отвечает за особые операции Ирана за его пределами.
Отношения официального Кабула и Тегерана – до недавнего времени относительно ровные – испортились несколько лет назад. Ашраф Гани в противостоянии Ирана и Саудовской Аравии выбрал сторону последней. Иранцам, в свою очередь, не нравится игнорирование интересов хазарейской общины Афганистана. Хазарейцы, населяющие преимущественно центральную часть страны, в большинстве являются мусульманами-шиитами. Позиции Ирана среди них традиционно сильны. Кроме того, иранским властям удалось наладить диалог с «Талибаном». Представители этого движения неоднократно посещали Тегеран и в целом не выступали против подключения страны-соседки к мирному диалогу. Однако на заключение мирной договоренности в Катаре представители Ирана не были приглашены. Все это, разумеется, повлияет самым негативным образом на перспективы урегулирования ситуации в Афганистане.
Между тем, как отметил в беседе с «НГ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Омар Нессар, разрешение политического кризиса в стране является для США очень важной задачей. «Дональд Трамп собирается использовать мирный процесс в Афганистане в своей предвыборной кампании. Ему нужно, чтобы этот процесс двигался вперед», – сказал эксперт.
Первоначально администрация Трампа придерживалась мнения, что спецпредставитель США по вопросам афганского примирения Залмай Халилзад сам справится с разрешением спорных вопросов. Однако ему не удалось найти общий язык ни с Ашрафом Гани, ни с Абдуллой Абдуллой. Это и побудило Помпео лично вмешаться в ситуацию.
комментарии(0)