Чтобы предотвратить распространение коронавируса, в Багдаде ввели запрет на въезд в город. Фото Reuters
На Ближнем Востоке число подтвержденных случаев заболевания коронавирусом значительно ниже, чем в странах Восточной Азии и в Европе. У специалистов по этому поводу есть сомнения. Дело в том, что в Ираке, Ливане, Палестине, Сирии и Йемене системы здравоохранения или испытывают кризис, или разрушены. Там нет соответствующих ресурсов, медицинской базы и профессионально подготовленного персонала, способного провести элементарный мониторинг эпидемической ситуации и дать полную картину происходящего.
Положение усугубляют миллионы беженцев в Сирии, Турции, Ливане, Ираке, Иордании. Они живут в лагерях скученно и в условиях антисанитарии, что уже само по себе создает благоприятные условия для распространения различного рода вирусов.
Единой стратегии борьбы с пандемией коронавируса на Ближнем Востоке нет. Страны региона действуют автономно. Лучше получается там, где сохраняется стабильная внутриполитическая обстановка, не разрушена государственная машина, функционирует вертикаль власти и есть финансовые ресурсы. Это характерно для большинства монархий Аравийского полуострова и Израиля.
Надо признать, что время для принятия упреждающих мер по предотвращению проникновения вируса COVID-19 в регион было упущено. В то время, когда многие страны закрывали свои границы, на Ближнем Востоке раздумывали, совершенно забыв о том, что в современном мире с его огромными потоками перемещающихся людей и стремительной урбанизацией для вирусов нет преград.
Появившаяся в 1918 году печально известная «испанка», от которой погибли от 50 до 100 млн человек, расходилась по миру при существующих в то время средствах передвижения в течение 6–9 месяцев. В наше время вирус за считаные часы пересекает огромные расстояния и попадает в любой регион мира. Только когда число жертв от коронавируса в Италии и Иране, ставших после Китая основными региональными центрами вспышки COVID-19, перевалило за сотни, а больные стали прибывать в страны Ближнего Восток не только оттуда, но и из других стран (в Ливан один больной прилетел из Египта, заразившись от человека, побывавшего в Европе, другой – из Великобритании), там начали принимать меры.
Первым свой международный аэропорт, и то 13 марта, закрыл Кувейт. 15 марта приостановила международные рейсы в 14 стран (Бахрейн, Египет, Франция, Германия, Ирак, Италия, Кувейт, Ливан, Оман, Испания, Южная Корея, Сирия, Турция, ОАЭ) Саудовская Аравия. До этого королевство закрыло свои сухопутные границы.
С 17 марта ОАЭ приостановили авиасообщение с Ираком, Ливаном, Сирией и Турцией. До этого Эмираты перестали принимать пассажирские рейсы из Бахрейна, Ирана, Италии (кроме Рима), Саудовской Аравии. Кувейта, Китая (за исключением Пекина).
Иордания закрыла авиасообщение с Ливаном и Сирией и морское сообщение с Египтом. Армейские контрольно-пропускные пункты установлены на въездах и выездах в главные города королевства. Рассматривается возможность закрытия границ с Западным берегом. Иорданское правительство также объявило о временном приостановлении полетов во Францию, Испанию и Германию, сухопутных поездок в Ирак и разрешило воздушные перевозки только через аэропорты Эрбиля и Багдада.
Ирак приостановил все полеты в аэропорт Багдада с 17 по 24 марта и ввел комендантский час в столице в течение того же периода. О готовности ввести комендантский час на своей территории объявило и правительство Кувейта, но только в том случае, если общественность не выполнит инструкций Министерства здравоохранения по предотвращению распространения коронавируса.
Принимаемые меры в большинстве стран Ближнего Востока направлены на установление жесткого контроля и введения запретительных мер. Это прежде всего отмена массовых мероприятий, ограничения на перемещения между крупными городами и отправления религиозных обрядов, отмена занятий в учебных заведениях, сокращение использования наличных денег, введение обязательного карантина для всех приезжающих из проблемных стран, закрытие торговых центров, ресторанов, баров и кафе.
Страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ – Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн) запретили временно въезд иностранцев, кроме граждан членов этой организации. Располагая достаточными для этого финансовыми ресурсами, страны ССАГПЗ проводят бесплатные тестирования на COVID-19 всех въезжающих.
Ряд стран, в частности султанат Оман, прекратил выдачу туристических виз. Для карантина по коронавирусу Кувейт задействовал возможности армейской медицины.
Некоторые богатые страны региона оказывают помощь соседям. Кувейт направляет помощь на борьбу COVID-19 Ираку. Он также пожертвовал Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 40 млн долл. ОАЭ дважды направлял в Иран, где от коронавируса умерло уже свыше 800 человек, гуманитарный груз (медикаменты, медицинские маски, перчатки, оборудование) общим весом в несколько десятков тонн. Как заявил государственный министр международного сотрудничества ОАЭ Рим бинт Ибрагим Аль-Хашеми, «оказание жизненно необходимой помощи тем, кто испытывает бедствие, имеет важное значение для служения общему благу». К сожалению, таких жестов благородства в отношении соседей не видно со стороны одной из богатейших монархий мира – Саудовской Аравии.
комментарии(0)