Динамику распространения коронавируса в Иране специалисты называют пугающей. Фото Reuters
США пытаются воспользоваться ситуацией с масштабной эпидемией коронавируса нового типа в Иране. Госсекретарь Майкл Помпео заявил, что администрация президента Дональда Трампа предложила иранским властям помощь в борьбе с COVID-19, однако вместе с тем напомнил властям республики о необходимости освободить удерживаемых в стране американских граждан. Из слов шефа американской дипломатии следует, что иранское руководство всерьез обдумывает предложение.
Госсекретарь сообщил, что США «продолжают предлагать Ирану помощь различными способами» для борьбы с эпидемией. «У нас существует открытый гуманитарный канал для содействия законным сделкам, – обратил внимание шеф американской дипломатии на регулярном брифинге в Вашингтоне.
– Мы помогаем МАГАТЭ, ядерному наблюдателю, их инспекторам, которые пытаются добиться того, чтобы Иран продолжал соблюдать Договор о нераспространении ядерного оружия». Однако Помпео не преминул напомнить: «США также продолжают призывать Иран немедленно освободить всех незаконно задержанных американцев, содержащихся на территории этой страны». И как следует из заявления госсекретаря, Иран обдумывает это требование.
Глава Госдепартамента в то же время обвинил иранское руководство в дезинформационной кампании на фоне кризиса с коронавирусом. «Вместо того чтобы сконцентрировать внимание на потребностях иранского населения и принять реальные предложения о помощи, высокопоставленные представители иранских властей в течение нескольких недель лгали о вспышке уханьского вируса, – выразил уверенность Помпео. – Иранское руководство пытается избежать ответственности за свое чрезвычайно некомпетентное и чреватое высокой смертностью государственное управление. К сожалению, иранский народ страдает от подобной лжи в течение 41 года. Они знают правду: уханьский вирус – это убийца, а иранский режим – соучастник».
Но главное, чего ждет Иран от США на фоне пандемии, – это снятие санкций. 18 марта посольство Ирана в Москве заявило, что «США, вводя свои санкции против Ирана, препятствуют доставке необходимого медицинского оборудования больным, зараженным коронавирусом». «Подобные действия против Ирана, в частности со стороны правительства США, уже не являются правовой или экономической темой. Любой человек, который препятствует тому, чтобы другая страна с населением более 80 млн человек не смогла на международном рынке приобрести гуманитарные товары, такие как лекарственные препараты и медицинское оборудование для борьбы с коронавирусом, нарушает нормы международного права», – считают в дипмиссии.
Вместе с тем Иран отказывается смягчать свою риторику в адрес США. Президент Хасан Рухани 18 марта выступил с заявлением, что Исламская Республика продолжит предпринимать действия в ответ на убийство американскими военнослужащими командующего силами «Кудс» в составе иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) генерала Касема Сулеймани. «США убили нашего высокопоставленного генерала. Мы не оставили это без ответа и не остановимся на этом, – сказал Рухани. – Иранские вооруженные силы уже дали ответ и атаковали ракетами американскую базу в регионе. Думаю, США никогда этого не забудут, поскольку впервые в истории региона на варварские действия американцев последовал решительный и быстрый ответ».
Впрочем, как продемонстрировала смерть генерала Сулеймани в январе и последовавшие в ответ на нее символические иранские удары по базам США в Ираке, реальность американо-иранских отношений куда более сложна, чем риторика. Между государствами по-прежнему функционируют каналы опосредованной связи, в том числе через другие страны. Например, это специальный зашифрованный факс, который находится в посольстве Швейцарии в Иране. Издание Wall Street Journal называло это оборудование «самым продолжительно используемым средством обмена сообщениями (американских властей. – «НГ») с иранским руководством со времен исламской революции 1979 года».
Эксперт Российского совета по международным делам Никита Смагин заявил «НГ», что угроза коронавируса вряд ли станет поводом для сглаживания американо-иранских противоречий. «Американцы пару раз говорили, что они готовы предоставить помощь Ирану, – напоминает аналитик. – Иранцы в ответ говорили, что та помощь, которую им хотят предоставить, – это показуха, что для помощи Ирану достаточно снять санкции, потому что они мешают ему бороться с коронавирусом. На этом все останавливается. Я не вижу причин, по которым что-то может сглаживаться, потому что сейчас страны занимаются главным образом собой, а не внешней политикой. Впрочем, и для обострения сейчас не то время».
Тегеран очень серьезно обеспокоен ситуацией в экономике, говорит аналитик. «Основой экономики Ирана в условиях санкций, когда нет значительной части возможностей для экспорта, было внутреннее потребление, – говорит Смагин. – Сегодня, когда население сидит по домам, не ездит по стране, не ходит по кафе и ресторанам, это наносит удар по внутреннему потреблению и на это накладывается то, что в эти два года ситуация в иранской экономике была, мягко говоря, не самая лучшая. Иран в этом плане по сравнению с другими странами находится в более невыигрышном положении, потому что два года подряд фиксировался отрицательный рост ВВП, а тут еще такой удар».
комментарии(0)