Кандидат в президенты Малгожата Кидава-Блоньская предлагает Сейму бороться с «очернением Польши». Фото со страницы Малгожаты Кидавы-Блоньской в Twitter.
В Польше слова Владимира Путина, назвавшего польского посла в нацистской Германии Юзефа Липского «сволочью» и «антисемитской свиньей», вызвали бурю. Она началась еще до рождественских и новогодних праздников и не утихла до сих пор. Например, тема свежего номера авторитетного журнала Polityka – «русско-польская война» и «оживление стереотипов столетней давности».
Российский президент – умышленно или нет – коснулся очень болезненной для польского общества темы. И речь не об интерпретации высказываний посла Липского и его обещании поставить Гитлеру памятник в Варшаве (польские историки называют эти слова «неудачной шуткой»). Речь об антисемитизме в Польше в первой половине XX века и, в частности, на рубеже 30-х и 40-х годов. Среди поляков, особенно интеллигенции, немало тех, кто считает, что необходимо поднимать трудные темы, например не замалчивать случаи расправ поляков над евреями. Об этом пишутся книги, снимаются фильмы, ставятся спектакли.
Другая часть общества, а вместе с ней и правящая правопопулистская элита, предпочитают эту тему не затрагивать. Два года назад польские власти планировали ввести уголовное наказание для тех, кто приписывает полякам соучастие в уничтожении евреев во время Второй мировой войны. Соответствующая статья закона об «Институте национальной памяти» была отменена под давлением США и Израиля. Тем не менее тема «поляков и Холокоста» благодаря западным СМИ обрела глобальное звучание. Путин попал именно в эту болевую точку и вызвал мощную реакцию.
Президент Польши Анджей Дуда поначалу отказался комментировать высказывания Путина. Затем он все-таки заявил, что слова российского президента «полностью противоречат исторической правде», призваны «унизить поляков» и «нарисовать ложную картину Второй мировой войны». В начале января Gazeta Wyborcza сообщила, что Дуда не собирается ехать в Израиль на торжества, приуроченные к годовщине освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау, потому что там будет присутствовать Путин. Польский президент был вынужден объяснить, что дело не в этом. Дело, по его словам, в том, что выступление главы Польши, в отличие, например, от президентов России и Франции, на торжествах не запланировано. Дуда посчитал это несправедливым, подчеркнув, что очень многие погибшие в Аушвиц евреи были польскими гражданами.
Слова российского президента прокомментировали и польские евреи. Глава польского Союза иудейских общин Клара Колодзейская-Полтын и главный раввин Польши Михаэль Шудрих опубликовали заявление, в котором, в частности, говорится: «Нельзя забывать о том, что Польша поддерживала эмиграцию своего еврейского меньшинства, которое составляло 10% населения. Но делала она это в сотрудничестве с сионистским движением, которому тайно оказывала военную поддержку. Когда Третий рейх в 1938 году выслал тысячи польских евреев, польские дипломатические службы, в том числе и лично посол Липский, оказывали им поддержку. Обвинять его в антисемитизме на основании одного вырванного из контекста высказывания – безответственно».
Польская оппозиция, прежде всего партия «Гражданская платформа» («ГП»), обвиняет правительство и президента в слишком пассивной реакции на слова Владимира Путина. Представительница «ГП», вице-спикер Сейма Малгожата Кидава-Блоньская написала в своем Twitter: «В борьбе с исторической ложью о Польше мы должны действовать заодно и быть сильными. Только тогда эта борьба будет успешной. На ближайшем заседании Сейма я представлю проект заявления, посвященного российской пропаганде, очерняющей Польшу». Кидаве-Блоньской ответил другой вице-спикер Рышард Терлецкий, представитель правящей партии «Закон и справедливость». Он написал (опять же в Twitter), что работа над проектом заявления уже ведется, и «все депутаты могут присоединиться».
Малгожата Кидава-Блоньская – кандидат от «Гражданской платформы» на грядущих выборах президента Польши и основной соперник Анджея Дуды. Таким образом, высказывания Путина, возможно, не просто повлияли на польскую внутреннюю политику, но и отчасти сформируют контекст выборов. Исторические баталии же, по всей видимости, продолжатся. Для польских политических изданий Вторая мировая война – излюбленная тема. Анонсированная Владимиром Путиным статья, посвященная истокам войны и отношениям европейских государств с Гитлером, наверняка будет замечена.
комментарии(0)